В настоящее время только три страны в мире обладают боевыми самолётами 5-го поколения: США, Россия и Китай. Самолёты выпускаются серийно. Критики сразу же заметят, что "отставание" России в данном направлении слишком велико. А велико ли?
Достаточно напомнить, что вся программа F-35 уже обошлась в 1,4 триллиона долларов. По крайней мере, об этом недавно заявила Джеки Спайкер – член Палаты представителей США. Из озвученной суммы стоимость разработки составила 400 миллиардов, а ещё 1 триллион долларов – эксплуатационные расходы.
И скольким странам-партнёрам США эту машину чуть ли не насильно "впарили" по заоблачным ценам, накручивая к стоимости самолёта стоимость сервисного обслуживания и обучения лётного и технического состава? А ведь под эти статьи в контрактах можно по желанию продавца подогнать абсолютно любые суммы. При этом сам F-35 получился крайне сырой машиной с целым рядом критических недостатков, выявленных в ходе эксплуатации сотен уже выпущенных самолётов данного типа. Одна недавняя проблема с катапультными креслами чего стоит. И это "мелочи". К тому же cамолёт-невидимка оказался не так уж и невидим для российских радиолокационных средств.
Так что России некуда было спешить с разработкой и началом серийного производства Су-57. Зато самолёт за многие годы был отработан до мелочей.
Но сейчас снова об американцах. Похоже, что они всерьез замахнулись на шестое поколение боевых самолётов. Это при том, что ещё толком не разобрались с предыдущим. Румынское милитарное издание Defense Romania опубликовало материал о том, что ВВС США ищут двигатель для самолёта 6-го поколения. Над созданием силовых установок, точнее их прототипов, будут работать пять компаний
В публикации говорится о том, что 19 августа 2022 года Военно-воздушные силы США заключили с пятью американским компаниями контракты на разработку нескольких прототипов двигателей для самолётов следующего поколения. Суммарная стоимость контрактов составляет без малого 4,9 миллиарда долларов. Новые двигатели могут быть использованы для самолётов 6-го поколения, разрабатываемых в рамках программы NGAD – Next Generation Air Dominance (Господство в воздухе следующего поколения).
Согласно пресс-релизу, контракты были заключены с компаниями General Electric, Pratt & Whitney, Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman. Контракт с каждой фирмой заключался на сумму до 975 миллионов долларов. Заключение этих контрактов означает серьёзные изменения в аэрокосмической отрасли США, поскольку в разработке двигателей до сих пор доминировали компании GE Aviation и Pratt & Whitney. Обе принадлежат корпорации Raytheon Technologies.
В ВВС США заявили о том, что проектирование, анализ, испытания и интеграция в систему вооружения должны быть завершены к июлю 2023 года.
В двигателях, разработанных компаниями Pratt & Whitney и General Electric Aviation уже используются технологии, направленные на повышение топливной экономичности, увеличение тяги и дальности полёта.
Нынешняя программа NGAD обещает стать самым дорогостоящим проектом в истории всего мирового авиастроения. Стоимость программ самолётов F-22 и F-35 может показаться ещё "цветочками", "ягодки" будут потом.
Несмотря на отсутствие официального подтверждения, в военно-техническом сообществе считается, что компания Lockheed Martin ведёт разработку перспективного гиперзвукового самолёта-разведчика, а так же может быть нераскрытым разработчиком истребителя 6-го поколения по программе NGAD. К тому же ещё в сентябре 2020 года Уилл Роупер – помощник министра ВВС, заявил, что прототип истребителя совершил свой первый полёт. Результат превзошёл все ожидания. Точно известно, что самолёт, разрабатываемый по программе NGAD, должен заменить F-22 на службе в ВВС США.
В качестве резюме необходимо отметить пару важных моментов.
Во-первых, дыма без огня не бывает. Соответственно разработка перспективного истребителя ведётся. Другой вопрос в том, насколько она будет удачной? Как уже говорилось, американцам для начала необходимо разобраться с "детскими болезнями" пятого поколения истребителей.
Во-вторых, слухи про гиперзвуковой самолёт-разведчик могут быть сильно преувеличены. У США уже был скоростной разведывательный самолёт – SR-71 Blackbird. C появлением у СССР перехватчика МиГ-31 от него отказались. К тому же "Чёрная птица" оказалась слишком дорогой в эксплуатации. Вряд ли новый самолёт будет дешевле. Если он, конечно, когда-нибудь будет. У американцев определенные проблемы с гиперзвуком. Они не могут заставить нормально летать свои гиперзвуковые ракеты, а мечтают о самолёте.
Даже если заклятым недругам удастся создать гиперзвуковой самолёт-разведчик, то смысла от него никакого. В России принята на вооружение новейшая система ПВО/ПРО С-500 "Прометей". Согласно информации, которая имеется в свободном доступе, эта система может перехватывать гиперзвуковые цели.
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!