132,6K подписчиков

Чего-то стоят лишь счастье и радость: исполнилось 179 лет со дня рождения академика живописи Василия Поленова

Исполнилось 179 лет со дня рождения академика живописи Василия Поленова. Чем он только не занимался!

Писал пейзажи, исторические картины, портреты, декорации к спектаклям, был художником-корреспондентом на последней Русско-турецкой войне, преподавал и даже организовал в своем имении театр для крестьян. А в историю русского искусства Поленов вошел со своим знаменитым «Московским двориком».

На этот сюжет он набрел совершенно случайно. Художник перебирался из Санкт-Петербурга в Москву и подыскивал подходящую квартиру. Близ Арбата, в Дурновском переулке (ныне Композиторская улица), он заметил на двери объявление, решил заглянуть и тогда-то увидел тот милый уютный дворик, который благодаря миллионам репродукций знаком, наверное, каждому.

Это теперь недвижимость в столице стоит бешеных денег, и в центре не найти свободного клочка земли. А полтора столетия назад таких заросших травой бесхозных пустырей хватало. Смирно стоит впряженная в телегу лошадь, бродят куры, женщина с ведром идет за водой, дети играют с кошкой. Доживающий свой век старинный особняк с буйно разросшимся садом, сарай, колодец, церковь с колокольней. Тишина, много света и воздуха.

Никто никуда не спешит, а время течет неторопливо, как плывут облака по голубому летнему небу. Неужели это — Москва? На этой небольшой картине не найти ничего такого, что может поразить или хотя бы удивить зрителя. Однако она сразу понравилась всем — публике, критикам, собратьям-художникам. Купец Третьяков прямо с выставки передвижников купил ее для своей галереи. «Дворик» не укладывается в рамки чистого пейзажа, не являясь и традиционным бытописанием.

Поленов прекрасно соединил два этих жанра. Вскоре последовало продолжение — «Бабушкин сад», тоже достаточно известная и не менее лиричная картина, на которой, кстати, запечатлен тот же усадебный дом, что и в «Московском дворике», но с другого ракурса. Искусствоведы называют Поленова создателем «интимного пейзажа».

Василий Дмитриевич, как немногие художники, умел разглядеть красоту в повседневности. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — написал он как-то своему другу Васнецову. И пронес это убеждение через всю жизнь.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Инфекционист Мескина рассказала, какая группа людей рискует заболеть вирусом НMPV

Инфекционист Мескина назвала основные симптомы НMPV