В этот раз у меня необычная героиня. Мария Морозова не только предпринимательница, которая открыла бизнес по франшизе, но и Член Совета комитета женщин-предпринимателей, Опоры России.
Мы встретились с Марией в кафе в ее родном городе Тамбов, и она, за чашкой кофе с сырниками, с удовольствием рассказала мне свою историю.
Мария: Все началось очень банально — в декрете. Но при этом у меня не совсем тривиальная история, потому что я отработала почти 20 лет в крупной типографии в регионе на руководящей должности Заместителя генерального директора по маркетингу и продажам. Пришла в 18 лет будучи студенткой первого курса, заочницей, брать не хотели, но тем не менее устроилась, сначала секретарем, затем стала офис-менеджером, потом старшим менеджером, после попробовала свои силы в Москве и вернувшись, стала уже управлять отделом продаж и отвечать за маркетинг.
Долго работала в компании и конечно, сейчас оглядываясь назад я думаю, что можно было и раньше уйти. Но видимо, все случается в этой жизни как оно и должно быть, и оборачиваться не стоит.
Я к тому, если кто-то думает, пока где-то работает, в офисе, например, и уже внутри Вас давно зреет план — вы просто берите и делайте!
Это конечно легко сказать, я все понимаю, но тем не менее, если мысль всплывает, то надо пробовать хотя бы для того, чтобы потом об этом не жалеть. Когда начнешь, все закрутится и это приведет к результату. А пока, все только в голове, толку не будет никакого.
Итак, я ушла в декрет, но продолжала работать на удаленке. Но мысли уже были давно о своем деле, как я говорила, но как всегда страхи — а как?, а что…?
Евгения: Ты сразу поняла для себя, что хочешь развиваться именно в этом направлении или искала новое?
Мария: Я, конечно, думала! Но отработав 20 лет в определенной сфере, в рекламе, и зная свои сильные стороны: коммуникация, реклама и продажи, идти, например, выпекать булочки — это надо, чтобы тебе очень нравилось или рядом должен быть кто-то, кто умеет это делать. Хотя свои слова я сейчас немного опровергну. Я пошла в сферу фото услуг, в какой-то части я продолжаю делать то, чем занималась, но часть и новое для меня направление.
Евгения: А как ты нашла эту франшизу?
Мария: В декретном отпуске я решила заняться фото книгами. Работая в типографии уже курировала проект с фото книгами, поэтому понимала как можно на этом заработать. Я создала аккаунт в социальной сети —Mamybook и в VK, как раз в год рождения ребенка, прошла курс по продвижению, разработала логотип и начала делать под заказ фотокниги. Они потихонечку пошли, стала блогеров подключать, сначала по бартеру. И я поняла, что это можно развивать и это было первым зернышком. Начала смотреть чем заняться, связанным с фото, фото книгами, фото сувенирами и, в итоге, наткнулась на франшизу «Cheese photo». У франшизы был хорошо упакованный, продающий сайт, все структурировано, четко, и замотивировал сам франчайзи сети Егор Кыров, и я загорелась.
Выйдя из декрета, я «продержалась» еще 7 месяцев в компании, в которой работала почти 20 лет. В апреле началась пандемия, все ушли на карантин, обстановка в компании была нервозная. И в момент такого обострения я приняла решение, что все, как говорится, баста. Хочу сама, свой путь, свои ошибки, свои успехи, свой бизнес.
В апреле я принимаю решение и покупаю франшизу. В мае 2020 г. —увольняюсь. И у многих из моего окружения было отрицание — как так, я ухожу с такой позиции и еще и в разгар карантина, не все сразу приняли и поняли. Так, в 38 лет я стала предпринимателем.
Евгения: А был ли у тебя стартовый капитал?
Мария: Ничего не было. Мы брали обычный потребительский кредит для покупки франшизы, стартового оборудования и аренды.
Сразу после увольнения, я приобрела франшизу федеральной сети фотосалонов «Cheese Photo». Открылся доступ ко всем материалам и в чат, где общаются коллеги из 100 городов РФ и даже Белоруссии. Франшиза, это легкий старт, однозначно. На первых порах, Егор Кыров, основатель сети фотосалонов «Cheese Photo», ведет чуть ли не за ручку, объясняет и помогает подобрать место, дает список необходимого оборудования, контакты подрядчиков. Я приобрела премиум пакет, это значит, что в Тамбове я имею эксклюзивное право на открытие фотосалонов «Cheese Photo». В рамках договора франчайзер приехал на техническое открытие, помог с запуском.
Но, конечно, покупка франшизы фото услуг, было определенной авантюрой. Я хороший продажник, маркетолог, PR менеджер, но ни разу не фотограф, что касается технической стороны этой сферы, мне дается сложно.
Но, как говорится, все возможно. Главное найти кому делегировать!
Летом 2020 г. мы покупаем первый принтер для печати фотографий и офисный стол, ставим все это дома, параллельно подбираем помещение в аренду. Благодаря, аккаунту в ИГ (запрещенная сеть) Mamybook, в котором уже была наработанная база, теплая целевая аудитория мамочек с детьми, мы уже летом из дома начали печатать фотографии. А в конце августа я нахожу помещение, просторное, свободное, почти в центре города, нам же важно, чтобы рядом были целевые организации для трафика, фото на документы, а там как раз ВУЗ, налоговая.
Меня вдохновила надпись на стене этого офиса «Возможно все. Просто иногда требуется чуть больше времени». Я подумала — вот оно. И, кстати, сейчас над этой надписью, почти три года спустя я взяла в аренду уже второе помещение для своего рабочего кабинета.
Евгения: Звучит так, что основатель во всем помогает, или были сложности?
Мария: Я совсем не фотограф, как и сказала ранее. Я пошла и получила диплом фотошколы, но поняла, что это не мое.
Самый мой большой страх был, когда я заходила во франшизу фотоуслуги именно сами фотоуслуги. Да, я продать умею, продвижение для меня это просто, у нас было классный праздник на открытие (шары, аниматор, вкусные угощения), конкурсы, баннеры, реклама, посты в социальных сетях. «А делать то, кто будет — задавала я себе вопрос — ладно разберусь. Главное ввязаться.»
Я первый год на себя как будто со стороны смотрела — проработав 20 лет в достаточно крупной компании и тут я в фотосалоне стою фотографирую. Первое время, меня этот момент меня сильно триггерил, я чувствовала внутренний дисбаланс, переживания, ощущая себя в болотце каком-то. В итоге, франчайзер уехал и я осталась наедине с фотоаппаратом. Для меня это был такой стресс, я выдержала неделю. Предприниматель открыл фотосалон — дверь хлопала, а я вздрагивала, потому что понимала, что не умею фотографировать. Фото на документы — товар локомотив для фотосалона. Я, конечно, научилась, но чуть вправо, чуть влево, я чувствовала себя не уверено. Через неделю я принимаю решение нанять сотрудника. Денег нет, оборотов еще нет, то есть зарплату платить не с чего, пока не с чего… «Я заработаю, не знаю, как это все будет, но я придумаю что-то» — сказала я себе. Даю объявление и нахожу девушку. И мы начали работать.
Все шло сложно первое время, через пол года уволился первый сотрудник, плюс техника начала ломаться, с налоговой были проблемы, так как все сама, ряд моментов не учла. Но все обошлось, разобралась, коллеги были на подхвате. К тому же, я принимаю решение войти в Комитет женщин предпринимателей, и получаю мощный толчок мотивации, и понимание, что я хочу быть предпринимателем, и я на верном пути, а все трудности преодолимы.
Нашелся и хороший сотрудник, а затем и второй. Рабочие процессы настраиваются, парк техники растет, жизнь налаживается.
Евгения: Многие не готовы принять решение о делегировании тех задач, которые им сложно даются или они не компетентны, что тормозит развитие бизнеса. Твой пример хорошо демонстрирует как важно это делать.
Какие инструменты продвижения ты использовала, чтобы привлечь клиентов?
Сначала инстаграм, реклама у блогеров, розыгрыши, и нетворкинг, за счет личных контактов и дружеского общения первый год продержались. Потом 2ГИС и Яндекс бизнес, наружная реклама, на радио и тв тоже пробовали, больше как имиджевый инструмент. Таргет в ВК запускали и в запрещенной сети, в свое время, причем очень успешно.
Я не представляю сейчас как можно продвигать фотосалон без интернет трафика. У кого есть оффлайн бизнес, точки продаж, если вы еще не присутствуете в 2ГИС и Яндекс бизнес, то явно упускаете значительную часть клиентов. Но важно держать руку на пульсе. Выбирать правильно поисковые рубрики. Мы сначала немного ошиблись, потом отредактировали, все с опытом.
В 2ГИС можно использовать 5 рекламных рубрик в пакете «Старт», ваши основные виды деятельности. Просите менеджера прислать вам расшифровку этих рубрик, чтобы посмотреть какие поисковые запросы там внутри.
Мы когда подключили Яндекс бизнес, у нас выросла выручка на 35%. Некоторые клиенты заходят и говорят, что и не знали о существовании фотосалона поблизости, а забили в поиске сейчас и увидели.
Также важно работать с отзывами. Надо просить клиентов, так как мало кто оставляет. Постоянно создавать контент, добавлять товары и акции.
Кроме того, мы продаем через Авито и пользуемся Яндекс услугами.
Сейчас работает в приоритете онлайн трафик, так как мы все ищем товары и услуги в интернете.
Евгения: Сейчас ты расширяешься, арендовала еще одно помещение. Это будет еще один фотосалон или у тебя есть еще идеи? И как ты поняла, что пора масштабироваться?
Мария: Расширяться надо, потому что на определенном этапе ты понимаешь, что с теми ресурсами, которые у тебя есть, ты можешь очень мало сделать. Для входящих объемов и задач этого уже не хватает, и нужно приобретать новое оборудование, чтобы не перезаказывать у подрядчиков. Помещение я арендовала, прежде всего для своего рабочего пространства, и чтобы разгрузить фотосалон. Так как, уже не умещаемся с оборудованием. Еще, хочется там проводить мастер-классы для детей и взрослых. Есть такой опыт уже в рамках франшизы. Дети рисуют, и мы при них печатаем этот рисунок на кружку, которая остается им в подарок. В планах есть открытие второй точки в следующем году. Сейчас покупаем цифровое оборудование, резак, переплетчик для дипломов.
Евгения: Ты свободна выбирать направление в рамках этой франшизы?
Мария: По сути да, ты подняла вопрос, связанный с позиционированием.
Я, на самом деле, сразу начала развиваться в двух направлениях: первое — это франшизная история с фотосалоном «Cheese Photo» в сфере b2c, и второе — это рекламное агентство под личным брендом Morozova, для работы в сегменте b2b.
Евгения: Я желаю тебе удачи в реализации всех задуманных планов!
Маша, какой совет ты можешь дать тем, кто хочет начать свое дело, но сомневается?
Мария:
Надо не думать, а делать! И тогда все получится. Лучше что-то сделать и не жалеть о том, чего ты никогда не сделал!
Профиль Марии в VK: https://vk.com/mariyamorrozova
Профиль Марии в социальной сети (запрещенная сеть в РФ): https://instagram.com/mariyamorrozova?igshid=ZWQyN2ExYTkwZQ==
Если вам понравилось интервью, поддержите его лайком👍 и подпиской — так оно вдохновит большее количество людей!