Найти тему

Алтай моими глазами. Путевые заметки.

Я долго думала, стоит ли мне писать об этом, потому что я видела не так уж много за свою небольшую поездку, но в итоге решила: почему бы и нет? Так что рада представить вашему взору свои впечатления и мысли, возникшие у меня в течение путешествия.

Поезд встретил меня духотой, которой изо всех сил способствовала жаркая летняя погода, и привычной теснотой. Кое-как уложив громоздкий чемодан, я наконец уселась на своё место, представленное нижней полкой в плацкартном вагоне. Мать расположилась напротив меня, стараясь дышать менее глубоко, ибо дышать было на тот момент нечем. О ней, кстати, писать я много не стану, потому что речь всё же об Алтае и моими глазами, да и рассказывать о своей семье абсолютно всем читающим сие произведение я не имею никакого желания.

Так вот, на чём я остановилась-то? Поезд тронулся, и наконец заработал кондиционер. Со временем воздуха становилось всё больше и больше, что не могло не порадовать измученную жарой и духотой меня. Я неторопливо вытащила из рюкзака весь необходимый для поездки скарб, в том числе книгу, которую начинала читать ещё за несколько дней до начала путешествия.

Моими попутчицами, кроме матери, на время стали две женщины средних лет и сын одной из этих женщин, возраст которого скорее всего близок к моему. Как это часто случается, в поездах люди бывают поразительно открытыми к диалогу, и одна из попутчиц, которой и приходился сыном упомянутый молодой человек, педантично поправив очки на переносице, обратилась ко мне, стараясь вовлечь меня в диалог. Я к тому была совершенно не расположена, а потому отвечала односложно и неохотно, и единственное, что я ей таки рассказала, так это что мы держим путь в Бийск. К слову, наш выбор маршрута был несколько нетипичным для тех, кто обычно посещает Алтайский край: чаще люди всё же заезжают в Барнаул, так как это весьма крупный город. Но до истории с Барнаулом я ещё дойду в своём повествовании, а пока…

Проезжая порой очень глухие деревушки, я неизменно думала о том, каким образом там живут. Скорее не то чтобы думала, а старалась представить. Там было плохо со связью и тем более с мобильным интернет-соединением, что для современного мира редчайшее дело, на мой взгляд. Хотя, конечно, мой взгляд это взгляд человека, который всю жизнь прожил в городе-миллионнике. Грязном, не сказать что замечательно развитом в плане инфраструктуры, но всё же крупном, многолюдном и… Ну, миллионнике, да. Какие у него там ещё черты есть, сами знаете. Так или иначе, хотя бы немного перспективном в смысле наличия многочисленных разноплановых возможностей, во. А тут такая глушь… В ней есть своё огромное очарование! Думаю, я хотела бы попробовать пожить там, но что-то в то же время подсказывает мне: комнатный цветочек вроде меня в природе выжить не в состоянии без посторонней помощи. Аналогии аналогиями, но мне было очень уж тяжело представить, как возможно выбраться из подобного села в сто человек населением в крупный город на обучение или же работу. Каким же огромным восхищением я прониклась ко всем людям, кто всё же смог это сделать! И вот, если кто-то из таких людей читает это, выражаю вам уважение. Вы невероятно целеустремленны, дисциплинированы и трудолюбивы, я уверена в этом. А такие черты, безусловно, сокровище.

Как это всегда бывает, спала я в поезде отвратительно. Полка, несмотря на наличие матраца, отдавила мне всё что только возможно. Кое-как подремав, в пять утра я всё же окончательно пробудилась. Читать было темновато, поэтому я включила в наушниках музыку. Ту, что была скачана мной ещё года три-четыре назад и которой у меня было треков двадцать, вряд ли больше. Конечно же 90% всей этой музыки составили композиции группы «Мельница», которым я всегда рада, в том числе и по сей день, поэтому, включив единственный плейлист, я стала с улыбкой наблюдать проплывающие за окном пейзажи. Не в первый раз я про себя отметила, как же отлично вписывается песня «Дороги» в абсолютно любую поездку — хоть на авто, хоть на поезде. Ритм, мелодия, голос, текст — всё идеально олицетворяет процесс пути.
И вот поезд поехал чуть медленнее. Моему взору предстало огромное поле, по которому стелился белёсый туман, похожий на то, будто облака случайно сползли с неба и заблудились в нетипичном для себя месте. Когда поезд остановился на пару минут, я успела рассмотреть сверкающие в рассветных лучах солнца капельки росы на траве. «Роса рассветная светлее светлого…», — пело у меня в наушниках. «Да, Наталья Андреевна, Вы как всегда правы», — подумалось мне.
Поезд тронулся дальше, и на обочинах железнодорожных путей можно было теперь увидеть лесопосадки. Во тьме под ветвями особенно густых деревьев, куда ещё не успели проникнуть лучи встающего солнца, можно было представить что угодно, и в какой-то момент, когда композиция Theodor Bastard «Oikoumene» доиграла примерно до середины, а поезд приостановился вновь, я ощутила, что лес пристально и изучающе разглядывает меня. «Шиза!» — может быть, скажете вы. «Воображение», — точно отвечу я вам.
В спокойствии и умиротворении я провела следующий час пути. Спать мне не хотелось, и я сгрызла пару печенюшек, взятых с собой из дома. Вагон начал медленно пробуждаться, так что дальнейшие события интереса для описания не вызывают.

Так вот, вскоре поезд прибыл на большую стоянку в Барнаул (оставляю здесь привет для Лизы/Веты/Адетты, хотя скорее всего ты его не увидишь — но да, я помню тебя!). Здесь он должен был сменить путь и номер, некоторые вагоны перецепить, ну, и так вышло, что, погуляв немного по вокзалу и привокзальной территории, мы с матерью, вернувшись, обнаружили пустоту вместо нашего вагона. Да и поезда. Я человек предусмотрительный, запасливый (ну и скромный, конечно же), поэтому все документы и иные ценные вещицы имела с собой в рюкзаке, так что спокойно уселась на ближайшую скамейку и стала ожидать появления поезда под другим номером на электронном табло. Молочный коктейль местного производства, прикупленный в расположенной недалеко от вокзала «Марии-Ра» оказался странноватым на вкус, но вполне неплохо усвоился вместе с пончиком, покрытым сладкой глазурью, — на этом мой завтрак и был завершен в тот день.
Поезд вскоре был найден, а мы с матерью оказались на своих местах. Та самая попутчица спросила, куда конкретно мы отправимся после Бийска, а о своей компании сообщила, что они сняли домик где-то в горах. Не сказала бы, что меня это интересовало, но я всё же вежливо улыбнулась.

В Бийске я не отыскала для себя ничего интересного, кроме того случая, когда впервые увидела парящего над городом орла. Для меня это было удивительным, прекрасным, завораживающим зрелищем, ведь у себя в городе я встречала разве что голубей, воробьёв да чаек. Ну, и моих любимых ворон и воронов, конечно. К слову, не реклама, но хостел «Паровоз» вполне комфортен для недолгосрочного проживания. Хотя останавливаться там зимой наверное идея сомнительная. И если уж я начала в своём рассказике оставлять отзывы, то, если посетите Бийск, обязательно попробуйте блины из кафешки в составе фудкорта в ТЦ на ул. Вали Максимовой, 88.

-2
-3

Кстати, в этом небольшом городке очень чисто. По крайней мере, везде, где я была (а доезжали мы на одном автобусе до конечной станции), мусора я или не видела совсем, или видела незначительное количество.
Но больше всего остального в Бийске мне понравились люди. Они показались мне весьма открытыми, а многие и улыбчивыми. С матерью поздоровалась какая-то незнакомая маленькая девочка, вдобавок приветливая старушка порекомендовала нам, куда стоит съездить, когда увидела, как я пытаюсь по карте разобраться, где что находится.

Вскоре мы уехали в Белокуриху, где и располагается наш санаторий «Родник Алтая». Поездка на автобусе подарила мне ещё одну порцию красивейших видов и созерцания пологих гор.
Что же я могу сказать о санатории? Очень комфортный, светлый. Официанты и горничные замечательно справляются со своей работой. Еда выше всяких похвал. Санаторно-курортное лечение практически любого профиля. Менеджеры всегда пойдут навстречу, если вдруг становится необходимо перенести процедуры (чаще всего такое происходит из-за экскурсий). Кстати, об экскурсиях:

Расписание не актуально, но зато здесь перечислено всё.
Расписание не актуально, но зато здесь перечислено всё.

Их много. Не знаю, посещал ли кто-нибудь их все, так как на это требуется немало и денег, и времени. Разве что, может, те, кто приезжает сюда не впервые…
Я же была на экскурсиях «Места силы», «В гости к шаману» и «Долина духов».

Сначала пару слов о «Местах силы». Экскурсовод весьма интересно рассказывает заготовленный материал, с энтузиазмом водит по разным каменистым тропинкам в смешанном горном лесу. Все эзотерические дополнения и легенды хорошо вписываются в окружающую обстановку и определённо имеют своё очарование.

-5
-6

-7
-8

А вот об экскурсии к шаману лестно отозваться я не смогу. Вся информация, которую нам выдали огромным комком эзотерическо-шизофазийного бреда, поспособствовала большому напряжению и раздражению. Но… нет-нет, мы же с вами толерантные люди, верно? Верно. Так что экскурсия, конечно, интересная, но «на любителя»!!! Кстати, впервые за всю нашу поездку погода в тот день была чем-то явно недовольна, и полил неплохой такой дождь.
А природушка у этого шамана вокруг краси-и-ивая. И ещё в комнате под милейшим зимним садом стоял большой трон весьма занимательного вида.

На территории всего вот этого комплекса, который там выстроен, также присутствовал пантеон славянских богов в виде идолов, сотворённых из дерева. Я не стала его фотографировать из искреннего уважения ко всем язычникам (в храме иконы никто не фотографирует, верно? По крайней мере без разрешения настоятеля или ещё кого там). Но вот это место действительно стоит посещения, в особенности если вы как раз придерживаетесь данной религии.

«Долина духов» принесла мне массу эмоций. Начиная от того факта, что это была экскурсия на весь день, с раннего утра до ужина, а заканчивая тем, что я в какой-то момент заблудилась. История крайне прозаичная и неприглядная, детали я пояснять сейчас не считаю нужным, но моя группа ушла без меня в какой-то момент. Я осталась одна на берегу Катуни. Как я потом узнала у женщины на причале, группа в составе семи человек отбыла к водопаду на лодках. Рафтинг — как раз то, от чего я хотела отказаться в этой экскурсии, но не успела рассказать о том экскурсоводу. Что ж, я хотела вернуться в автобус, но он отъехал к кафе, в котором у нас должен был состояться обед через две трети часа. Где расположено это кафе, я не имела никакого понятия. Поразмыслив логически, решила, что лодку моим спутникам всё равно нужно будет вернуть, поэтому они возвратятся к причалу. Если же по какой-то причине нет, то можно будет по карте дойти до кафе — благо, память на названия объектов у меня неплохая. А пока я уселась на скамейку, расположенную на прибрежной возвышенности, включила музыку в наушниках и стала созерцать мощную и полноводную Катунь. Я боюсь бывать на воде, потому что она меня совершенно точно недолюбливает, но, когда наблюдаю за ней с берега, она меня тянет, и ещё как.

Посещение берега реки, озера или моря это всегда молчаливая беседа с многочисленными ликами самой великой стихии земли, которая послужила колыбелью жизни всем нам.

Катунь.
Катунь.

Группа моя успешно вернулась. Как оказалось, экскурсовод действительно недосчиталась одного человека, однако решила не обратить на это внимания, судя по всему. Я не видела смысла злиться или конфликтовать. Все всех нашли же, да? И славно.
Вкусно пообедав, мы отправились подниматься в гору к водопаду Че-Чкыш. Мне как человеку болезненному и слабому подъём дался тяжело, но всё же легче, чем было в подобных делах ранее. Водопад я тоже не фотографировала, так как он был весь усыпан кучками людей.
Ехали мы по Чуйскому тракту, который, кстати, вёл и в те места, где снимали замечательный русский сериал «Пока цветёт папоротник».
Так вот, места там действительно красивейшие. Завораживающие.

Алтайский край — край благословенный, заповедный и прекрасный.

-10
-11
-12
-13
Наскальные рисунки, служащие посланиями из давно ушедших веков.
Наскальные рисунки, служащие посланиями из давно ушедших веков.

Ещё мы побывали на горе Церковка, куда добираются на открытом подъёмнике. Эти незабываемые ощущения, когда ты садишься в качающуюся кабину в первый раз… Зато какие виды! Я никогда раньше не видела столько папоротника!

-15

Однако, всё же пришло время отъезда. В последний день своего пребывания в Белокурихе я пила любимейший квас и просто впитывала в себя всю окружающую обстановку.

Я поняла, что влюбилась в алтайские горы, и любовь эта не имеет конца и границ. Совершенно точно осознаю, что вернуться туда когда-нибудь необходимо.

Погода края стала совсем холодной и дождливой, будто оплакивая наше скорое прощание. Когда мы с матерью садились в автобус, было пасмурно и прохладно. Мимо стали проплывать бесчисленные посёлки, сёла, деревеньки... И поля, полные цветов. Цветы, цветы, цветы! Нигде, кроме Алтая, я не видела столько цветов — правда! В плане биоразнообразия этот край также удивителен.

Золотистые подсолнухи провожали нас взором, полным откровенного любопытства.

Я провалилась в свои думы и фантазии, поэтому четырёхчасовая дорога прошла незаметно даже и без музыки, привычно затекающей мне в голову мелодичными переливами тонов и ритмов.

Из автобуса мы почти сразу попали в поезд, где я столкнулась с неожиданным попутчиком. Пассажир с верхней полки, приятной наружности молодой человек, молчаливо читавший Чехова, заметил мою книжку «Призвание» Генри Марша и спросил, не учусь ли я в медицинском. Как оказалось, мы оба учимся на медико-профилактическом факультете. Правда, в разных городах. (Дима из Екатеринбурга, большой тебе привет, хоть ты этого и не увидишь, ха-хах).
Судьба порой умеет неплохо насмехаться над всеми обстоятельствами.

На том и закончилось моё небольшое путешествие. Надеюсь, не последнее. Вернуться в столь сильное, воистину волшебное место мне крайне хотелось бы. А пока у меня есть личная частичка алтайской магии в виде памятного керамического кулончика-окарины с оленем, который будет служить напоминанием о том, где живёт древнее, божественное и до странности родное.

Алтай, я не прощалась с тобой и всё ещё не прощаюсь. До встречи.

-16