Найти тему
Университет СибАДИ

Зачем изобретать велосипед?

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда.

Мы не могли пропустить такой праздник и не рассказать про одно из популярных средств передвижения.

За свою историю это колесное транспортное средство подверглось массе модификаций: «пережило» увеличение и уменьшение переднего колеса, становился тандемом, адаптировался для женщин-велосипедисток, детей и инвалидов… Кстати, производство велосипедов сыграло большую роль в создании технической базы для других видов транспорта, прежде всего мото и автотранспорта, но обо всём по порядку.

Официальной датой изобретения велосипеда считается 1817 год, когда немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал макет «машины для бега». Но авторство чудо-машины приписывали многим другим людям. Пожалуй, самым знаменитым из них является итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Однако научного подтверждения того, что рисунки двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей являются подлинными, не было.

Также не подтвердилось первенство изобретения велосипеда в 1791 году графом де Сивраком. Эту историю выдумал французский журналист Луи Бодри. На самом деле графа де Сиврака никогда не существовало, его прототипом стал Джин Хенри Сиврак, который занимался продажей четырёхколёсных экипажей.

Является фальсификацией и история об изобретении в 1800 году «диковинного самоката» уральским крепостным крестьянином Ефимом Артамоновым.

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал, а в 1818 году запатентовал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для бега» (Laufmaschine). Самокат Дреза был двухколёсным, снабжён рулём и выглядел в целом, как велосипед без педалей; рама была деревянной.

-2

По сути это беговел, потому что педалей тогда ещё не было.

-3

Очень скоро изобретение Дреза получило широкую популярность в Англии. Здесь под названием «денди-хорз» его стали выпускать производители карет.

К середине 19 века самокат обрел не только седло, которое постепенно совершенствовалось, но и педали.

И, по сути, с середины 19 века люди пользуются одной и той же конструкцией изобретения проектировщиков 19 века. Так же, как и сейчас, педали толкают заднее колесо, с которым они были соединены металлическими стержнями посредством шатунов. С помощью руля переднее колесо поворачивается, и таким образом велосипед управляется.

Конечно, велосипед середины 19 века был мало похож по уровню комфорта на современные велики. Первый шаг по увеличению комфорта был сделан в 1845 году, когда у колес появились резиновые шины. Эта шина была далека от идеала, но это был первый шаг.

В 1853 году, французский инженер - Пьер Мишо, представил публике особе устройство – педали, приделанные к переднему колесу. Попытки изобрести педальный привод делались и раньше. Но у Мишо они нашли оптимальное воплощение. Он запатентовал находку.

-4

Настоящая велосипедная революция началась в начале 1860-х годов с изобретения педального привода. Пьер Мишо вместе со своим сыном Эрнестом и партнером Пьером Лаллементом начали производство своего велосипеда. Добавление педалей значительно улучшило мобильность велосипеда, но все же самой большой проблемой в отношении этих велосипедов были деревянные колеса, которые имели очень шаткий ход. Популярным названием их мотоциклов в то время было «Boneshaker». После нескольких успешных лет массового производства увлечение велосипедом оставалось высоким только в Англии. Там произошло несколько крупных изобретений, в частности использование велосипедов с высокими колесами (с двумя, тремя и даже четырьмя колесами) и пневматических покрышек.

В конечном счете именно его можно считать изобретателем байка в том виде, в котором он существует сейчас. Как минимум переоценить его вклад в создание этого средства передвижения будет чрезвычайно непросто.
В конечном счете именно его можно считать изобретателем байка в том виде, в котором он существует сейчас. Как минимум переоценить его вклад в создание этого средства передвижения будет чрезвычайно непросто.

Также они применил седло на пружинах – для большей амортизации, и поставил тормоз на заднее колесо.  Промышленники из Лиона, братья Оливье,  поняли, что у идей Мишо большое будущее и предложили сотрудничество. В 1864 году был налажен промышленный выпуск педальных велосипедов модели «денди-хорз».

-6

В семидесятые годы 19 века в моду стала входить модель «пенни-фартинг» именно ее мы обычно представляем, когда говорят о байках 19 века.

пенни-фартинг
пенни-фартинг

Тот самый, с большим передним колесом и маленьким задним - это он «пенни-фартинг». Чрезвычайно неустойчивый и в целом, опасный вид транспорта. Те, кто дорожил здоровьем, предпочитали изобретения поустойчивее: трехколесные модели, а кто-то и четырёх...

-8

В 1867 году англичанин Каупер усовершенствовал байк, предложив конструкцию металлического колеса со спицами. А через 11 лет другой английский инженер, Лоусон, сконструировал цепную передачу. Но, чтобы получить массовое распространение, двухколёсной машине не хватало чего-то ещё.

Первый велосипед, похожий на используемые в наши дни, назывался Rover — «Скиталец» (или Бродяга). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли и выпускался с 1885 года. В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», Ровер обладал цепной передачей на заднее колесо, одинаковыми по размеру колёсами, и водитель сидел между колёсами.

-9
-10

Не смотря на колоссальные изменения, для многих велосипед продолжал оставаться слишком экстремальным из-за сильной тряски во время езды, не случайно его называли «костотряс». Но это прозвище потеряло свою актуальность, когда в 1888 году шотландец Джон Бойд Данлоп изобрёл надувные шины из каучука. Байк стал намного удобней, что поспособствовало увеличению его популярности.

В последней четверти 20 века стали выпускаться велосипеды из титана и углепластика. В 1983 году был изобретён велокомпьютер. В начале 1990-х получили распространение системы индексного переключения скоростей.

В России первые велосипеды появились еще в 60е годы XIX века. Большинство из них были завезены из-за границы, но были и экземпляры отечественного штучного производства. Катание в городе было запрещено (пугались лошади) и любители нового вида транспорта могли кататься только за городом. К1897 году в России уже насчитывалось 97 велосипедных корпораций.

Стоит отметить, что в начале 20 века велосипед стал терять популярность, так как активно развивался автопром. Автопарк личного транспорта неумолимо рос. Велосипеды остались детям и подросткам. Но вот уже несколько десятилетий, как велосипед отвоевывает снова себе место под солнцем и становится в некоторых городах чуть ли не самым удобным и надежным транспортным средством, которое равно престижно и для простого рабочего, и для большого начальника.

Не стоит изобретать велосипед, стоит на нём кататься!