За 2022 год условия путешествий в Европу для россиян значительно изменились. Тем не менее у граждан сохраняется интерес к поездкам по этому направлению. Как подорожали перелеты и отдых в европейских странах для российских туристов, рассказал Банки.ру вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.
Что изменилось для российских туристов
На сегодняшний день из 69 направлений, куда ранее выполнялись прямые регулярные рейсы (включая европейские страны), остались только 35. Причем страны Европы годом ранее прекратили авиасообщение с Россией, поэтому сейчас возможны только стыковочные рейсы через Стамбул, Ереван, Баку, Белград, Дубай и ряд других городов.
Поэтому говорить о бюджетности путешествий в Европу не приходится. Поскольку речь идет о стыковочных рейсах, время в полете составляет в среднем от восьми до 15 часов. Но несмотря на сложности с логистикой, туроператоры и агрегаторы предлагают организованные путешествия в Европу, что сделать немного проще.
Также следует помнить, что оплата за границей гостиниц и внутренних перелетов возможна только по картам зарубежных банков, поскольку карты российских кредитных организаций в Европе теперь не работают (есть исключения — в ряде стран принимают UnionPay).
Кроме того, сейчас из 27 стран шенгенского соглашения визы продолжают выдавать лишь 17, а ряд государств (таких как Румыния, Болгария и Кипр) предлагают национальные визы. «В этом случае при бронировании услуг через туркомпанию, предлагаются приглашения и происходит оформление визы», — отметил Горин.
На фоне отмены упрощенного визового режима со странами ЕС шенгенские визы стали выдавать в значительно меньшем объеме. Если в допандемийном 2019 году страны шенгенского соглашения выдали россиянам 3 млн 300 тыс. виз, то за 2022-й — около 600 тыс. Сократился и срок действия виз: если раньше предоставляли много пяти- и трехлетних, то сейчас срок действия мультивизы составляет от трех месяцев до года.
Как подорожали перелеты и отдых
Цены на авиаперелеты существенно выросли по сравнению с 2021 годом. Если раньше средний чек авиабилета экономкласса в Европу туда и обратно был в районе 30 тыс. рублей, то сейчас аналогичный билет в среднем стоит от 60 тыс. до 150 тыс. рублей. «Это как раз мешает сделать путешествия в Европу более бюджетными», — объяснил Горин.
Среди востребованных у туристов направлений можно выделить Грецию, Испанию, Италию, Францию, Кипр, Австрию, Венгрию и другие страны. Полеты в них проводятся в комбинации либо в рамках одной авиакомпании. Такие услуги предлагают турецкие, грузинские, армянские перевозчики, из Ближнего Востока и ОАЭ.
«Можно комбинировать различных перевозчиков, и здесь опять же туроператор, турагент помогают создать сложный маршрут со стыковкой, которая может длиться в аэропорту транзита от часа до 5–7 часов, но туристы на это идут», — отметил эксперт.
Сейчас есть доступные предложения на Кипр: предлагается перевозка через Кувейт, через Ереван, есть много предложений через Стамбул. Но средний чек все равно довольно высокий именно из-за авиаперевозки.
Стоимость путешествий в страны Евросоюза сейчас стартует от 130–150 тыс. рублей на двоих без перелета. Далее в зависимости от оптимизации вариантов перелета можно оформить турпакет. «Условно бюджетная цена сейчас для путешествий в Европу начинается от 250 тыс. рублей на двоих на неделю, уже включая перелет. Более дорогой перелет фактически в разы увеличивает конечную стоимость путешествия», — объяснил Горин.
«Путешествия в Европу сократились на 80–90%»
В этом году наблюдается повышенный интерес к поездкам в Европу у тех туристов, которые не смогли отправиться в путешествие в период пандемии или вынуждены были поменять планы из-за ограничений в авиасообщении в 2022 году, отметил вице-президент РСТ.
По его словам, новым трендом в путешествиях в Европу стало увеличение дней поездки. «Теперь туристы предпочитают двухнедельные путешествия, поскольку на перелет от порога до порога уходит не менее суток», — объяснил Горин.
Кроме того, увеличилось число бронирований в люксовом сегменте, где сокращение оказалось меньше, чем в бюджетном.
В целом же, если сравнивать с допандемийными объемами, путешествия в Европу сократились на 80–90%. Тем не менее положительная динамика есть, визы выдаются, транзитные перелеты существуют, а платежные решения обеспечивает туроператор.