Найти в Дзене
Лена в теме

Эрмитаж, Кунсткамера, музей Артиллерии – три разочарования в Петербурге

Оговорюсь сразу – это личное восприятие, видимо, не совпали ожидание с реальностью. Музеи оставили приятное впечатление, но не зацепили, вышли с мыслью о зря потраченном времени. Объясню почему. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи впечатляет площадью, количеством экспонатов и видом на Петропавловскую крепость. Увидели первые военные средства связи, звукоулавливатели и локаторы. Посмотрели отдельную экспозицию, посвященную нахимовскому училищу – нормы питания, вид учебного места, форма и т.д. Недавно открылся зал, посвященный СВО, здесь представлены современные виды военной амуниции России, стран НАТО и Украины. Есть рыцарские залы, повсюду витрины с одеждой русской армии XIX века и знаками отличия, нескончаемые ряды пушек, мортир, батареек и прочего вида подобного оружия. Экспозиция немалая, но однообразная для далекого от этого человека. Наш шестилетка не загорелся нигде, кроме броневика Ленина и уличной выставки танков. Но и там энтузиазм быстро угас,

Оговорюсь сразу – это личное восприятие, видимо, не совпали ожидание с реальностью. Музеи оставили приятное впечатление, но не зацепили, вышли с мыслью о зря потраченном времени. Объясню почему.

Здание называется "Новый арсенал на Кронверке".  От Кронверка сохранился только идущий зигзагами Кронверкский канал и название острова, на котором когда-то было это дополнительное крепостное сооружение (по материалам сайта citywalls.ru). Фото из личного архива.
Здание называется "Новый арсенал на Кронверке". От Кронверка сохранился только идущий зигзагами Кронверкский канал и название острова, на котором когда-то было это дополнительное крепостное сооружение (по материалам сайта citywalls.ru). Фото из личного архива.

Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи впечатляет площадью, количеством экспонатов и видом на Петропавловскую крепость. Увидели первые военные средства связи, звукоулавливатели и локаторы. Посмотрели отдельную экспозицию, посвященную нахимовскому училищу – нормы питания, вид учебного места, форма и т.д. Недавно открылся зал, посвященный СВО, здесь представлены современные виды военной амуниции России, стран НАТО и Украины.

Есть рыцарские залы, повсюду витрины с одеждой русской армии XIX века и знаками отличия, нескончаемые ряды пушек, мортир, батареек и прочего вида подобного оружия. Экспозиция немалая, но однообразная для далекого от этого человека.

Наш шестилетка не загорелся нигде, кроме броневика Ленина и уличной выставки танков. Но и там энтузиазм быстро угас, поскольку лазить-то нельзя. Прошли оба этажа за час, сфотографировали экспонаты, которые произвели впечатление и ушли. Рекомендую тем, кто любит военное дело и интересуется артиллерией прошлых веков. Нам, к сожалению, не зашло.

Фото из открытых источников сети Интернет
Фото из открытых источников сети Интернет

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН стал первым музеем в Российской империи. Закладка состоялась по приказу Петра I в центре Санкт-Петербурга в 1718 году. Здание объединило библиотеку, обсерваторию, анатомический театр и коллекции в единый комплекс, ставший основой Академии наук, учрежденную тем же правителем в 1724 году.

Понравилось само здание с его историей, истертым паркетом, лепниной и запахом старого дерева. Прекрасно представлены экспозиции народов мира – обе Америки, Африка, Восток, Азия. Показаны народности населявшие и населяющие Россию. Большего ожидали от зала с анатомическими экспонатами — десяток пробирок, подойти к которым непросто — народу много, витрины маленькие, не нашли подписи к некоторым объектам.

Билеты лучше покупать на сайте, поскольку здесь время прохода по сеансам и на улице скапливается очередь для прохода в кассы. Охрана невежливая, в туалет страшно зайти. Это мелочи, но вышли с чувством разочарования, которое заели очень вкусными рогаликами и ароматным капучино в палатке рядом с музеем.

Фото из открытых источников сети Интернет
Фото из открытых источников сети Интернет

Посещение Эрмитажа оставили на последний день, чтоб спокойно ходить и наслаждаться великолепием быта наших императорских семей, коллекцией живописи, скульптур и прочих сокровищ. Но что-то пошло не так и через два часа мы сбежали.

Первые эмоции от необъятных гостиных, золотых будуаров, красных комнат и тронных залов были сильными. Количество помещений не укладывается в голове, можно разойтись и никогда не встретиться. Впечатлила библиотека Николая II и комнаты последней императорской семьи. Мы выдохнули и получили удовольствие от экспозиции. Разглядывали детали, фантазировали, как читали бы на ступеньках деревянной лестницы книги, и просто наслаждались покоем — народу в кабинете не было.

Что касается коллекции скульптур и живописи, здесь кроется главная причина нашего короткого для такого музея пребывания в нем. Количество картин зашкаливает, поэтому сознательно пошли смотреть Рафаэля, Тициана, Рембрандта и Леонардо да Винчи. Остальное захватывали по дороге. Пока шли к цели, поняли, что западное искусство каким бы ни было талантливым и даже гениальным, нам чуждо. Совсем. Ощущение, что дамы так или иначе пытались раздеться и показать красоту не души, а тела.

Бессчетное количество картин на духовную тему, среди которых преобладает Мадонна с младенцем. Вы как хотите, но у меня образ Мадонны – матери Христа – все-таки другой. Ни одна картина не передает святости, не вызывает хоть малейшего благоговения. Просто женщина с ребенком.

Если абстрагироваться от библейской темы и рассматривать с такой точки зрения, то «Мадонна Конестабиле» Рафаэля понравилась – нежный взгляд матери с печалью или грустью в глазах. А вот от знаменитых Мадонн Бенуа и Литта Леонардо да Винчи сердце не дрогнуло и не отозвалось. Впечатляет только тот факт, что написаны великим художником и ты смотришь на то самое изображение спустя сотни лет. Конечно, мастерство поражает — великолепные творения, словно фотографии — прорисовка, свет, объём. Но и только.

Еще две картины, на которые обратили внимание – Возвращение блудного сына Рембрандта и Брак в Кане Галилейской итальянского художника Бенвенуто Тизи. Последняя — иллюстрация евангельского сюжета о первом чуде, сотворенном Иисусом – превращении воды в вино. Хранительница музея рассказывала про нее с таким энтузиазмом, что восторг оказался заразительным, хотя библейские сюжеты редко отвечают нашим представлениям о тех событиях.

Попав в зал с произведениями Пауля Де Воса и Франса Снейдерса, ломанулись оттуда сверкая пятками. Не понимаю, что прекрасного в натюрмортах с убитой дичью или на рыбном базаре. Возможно, покажусь невежественной. У меня нет образования в области искусств, поэтому оцениваю картины сердцем и душой – отзывается или нет. Искусство должно быть для души, а в Эрмитаже душе было неспокойно :). Единственный зал с живописью, где глаза отдохнули и насладились – голландские художники с морскими пейзажами. И никак не могли уйти из зала, посвященного войне 1812 года. Галерея появилась благодаря Александру I. Триста двадцать девять поясных портретов русских генералов, участвовавших в той войне, и три портрета в полный рост – Кутузова, Барклая-де-Толли и Веллингтона.

Что хочу сказать – безусловно, Эрмитаж обязателен к посещению, если посчастливилось приехать в Петербург. Как минимум для саморазвития, прикосновения к прекрасному и составления собственного мнения. Обойти его даже за два дня не получится, поэтому лучше заранее посмотреть и выбрать на сайте интересующие экспозиции, там же купить билеты, чтобы не стоять длинную очередь на улице.

Несмотря на то, что нас эти музеи не зацепили, в Кунсткамеру и Эрмитаж рекомендую сходить. Такие мероприятия развивают вкус, помогают лучше узнать историю, почувствовать дух времен и заставят работать нейронные связи. Музей артиллерии всё-таки специфический, если идти, то лучше с экскурсоводом, а детей можно отправить на квест – узнавать об истории русского оружия в игровой форме куда интереснее, чем ходить и читать таблички ;).