Для счастья нашим детям больше всего не хватает живого человеческого общения, физической активности и занятий в кружках по интересам — считают опрошенные россияне.
Дайте до детства плацкартный билет…
Детство считают прекрасной порой, самым беззаботным и веселым периодом жизни, «когда деревья были большими, а трава зеленее». А психологи утверждают, что детство определяет и всю нашу дальнейшую жизнь. Как показало исследование, большинство россиян считают свое детство счастливым (86%), несчастливым назвал свое детство каждый десятый (12%). Чаще других (92%) о детском счастье говорят россияне 45-59 лет, чье детство пришлось на конец 1960-х — 1980-е годы. Это период первого полета человека в космос, стабильности и роста благосостояния граждан. А вот «вчерашние дети», молодежь 18-24 лет, чаще других говорят, что не могут назвать свое детство счастливым, — 16%.
- На восприятие детства как счастливого влияют образование и доход. Среди граждан с высшим образованием счастливым называют свое детство 91% (vs. 78% в группе с неполным средним образованием), а несчастливым — 7% (vs. 22% в группе с неполным образованием).
- Россияне с хорошим материальным положением чаще говорят о своем счастливом детстве — 89% vs. 82% в группе с плохим материальным положением (причем вариант «точно могу назвать счастливым» звучит в группе с хорошим материальным положением в полтора раза чаще — 70% vs. 47%).
Меньше гуляют и много сидят в телефонах
Спектр ответов россиян на вопрос о том, чего не хватает современным детям из того, что было в детстве у россиян раньше, оказался широким. Анализ позволил выделить следующие группы дефицитов:
- дефициты занятости и образования (кружки и секции — 14%, чтение книг, знания — 12%, детские организации, пионерия — 2%);
- дефициты общения, взаимодействия со сверстниками (живое общение — 17%, дружба, взаимопомощь — 5%, коллектив — 2%);
- дефициты физического и личностного развития (физическая активность, спорт, прогулки — 18%, свобода и самостоятельность — 6%, веселье, игры — 4%);
- дефициты участия взрослых, воспитания (внимание родителей, семьи — 7%, воспитанности — 6%, дисциплины и контроля — 4%, трудовое воспитание — 3%, уважение к старшим — 2%);
- социально-экономические дефициты (уверенность в будущем — 4%, патриотизм, идеология — 4%, безопасность, защищенность — 3%, деньги — 2%).
Часть россиян считают, что у современных детей, в сравнении с их детством, есть и переизбытки: они слишком много сидят в телефонах и гаджетах (7%) и сильно загружены (2%).
- Молодежь 18-24 лет, кто еще недавно сам был ребенком, чаще других говорили, что в их детстве было больше прогулок и физической активности (28%), тогда как старшее поколение в 17% случаев указывает на нехватку у современных детей знаний, чтения книг и более низкое качество образования.