Найти тему

Алтай. Ломая стереотипы. Часть 2: Монголия не за горами.

Перевал Чике-Таман
Перевал Чике-Таман

(начало здесь)

Продолжая приключения по горной части Алтая наша команда направилась дальше. И следующей точкой нашего маршрута стал гостевой дом "Орех", что в селе Соузга Майминского района, в котором было запланировано 3 дня проживания.

оз. Телецкое - с. Соузга
оз. Телецкое - с. Соузга

Выбор места проживания был не случайным:

  • во первых: на берегу живописной реки Катунь;
  • во вторых: удачное расположение позволило без особого труда и постоянной смены мест проживания посетить основные туристические места;
  • в третьих: очень замечательные домики со всеми удобствами - как раз то, что нам хотелось;
  • в четвертых: вечерняя рыбалка на Катуни ( а вдруг получится :))
Гостевой дом "Орех" (фото ostrovok.ru)
Гостевой дом "Орех" (фото ostrovok.ru)
Гостевой дом "Орех" интерьер домика. (фото ostrovok.ru)
Гостевой дом "Орех" интерьер домика. (фото ostrovok.ru)

На следующий день было запланировано посещение острова Патмос и храма Иоанна Богослова, которые являются одними из самых посещаемых достопримечательностей Республики Алтай, а также Чемальской ГЭС так как располагались они по одному маршруту.

-5

Но обо всем по порядку. Дорога проходила через село Манжерок, что на 470 километре Чуйского тракта. Когда мы только планировали посещение Горного Алтая, то Манжерок в списке мест для посещения еще был, но проезжая его по пути на остров Патмос это желание потихоньку угасло. Дело в том, что скопление огромного количества полуголых туристов в шортах, купальниках и сланцах с надувными матрасами и кругами наперевес, постоянно перебегающих через дорогу, а также бесчисленные ряды торговых палаток с типовыми магнитиками и сувенирами очень сильно напомнили суету курортов Черноморского побережья. Ожидание увидеть что-то самобытное в треском разбилось о "скалы туристического предпринимательства". Поэтому останавливаться мы не стали, а поехали дальше.

Историю создания Первого Чемальского храма, возвышающегося на вершине скалистого острова Патмос, я описывать не стану. Её можно без особого труда найти на просторах "всемирной паутины". А вот виды, которые открываются на нетронутую человеком природу действительно поражают - это постоянно движущаяся молочно-бирюзовая гладь Катуни и величественные отвесные скалистые берега, поросшие вековыми кедрами и соснами.

-6
-7
-8

Что касается гидроэлектростанции на реке Чемал, то это место больше подходит для фанатов активного отдыха (рафтинг, зиплайн), нежели для любителей исторических достопримечательностей. Сейчас Чемальская ГЭС - это не действующее гидротехническое сооружение, однако в 2019 году были проведены масштабные работы по ее реконструкции и ее снова открыли для всех желающих. Вблизи ГЭС работают магазины, сувенирные лавки, пункты питания на любой вкус. Есть даже пункты проката и экскурсионные бюро. И туристов тоже море.

Следующий день мы целиком посвятили Чуйскому тракту!!!

Чуйский тракт
Чуйский тракт
  • "Есть на Алтае тракт - Чуйский. Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам. Много всякой всячины рассказывается, поется, выдумы­вается о нем. Все удалые молодцы, все головорезы былых лет, все легенды - все с Чуйского тракта. Села, расположенные вдоль тракта, издавна поставляли ему сперва ямщиков, затем шоферов. Он манит к себе, соблазняет молодые души опасным ремеслом, сказка­ми, дивной красотой. Стоит разок проехать от Бийска до Ини хотя бы, заглянуть вниз с перевала Чике-таман (Чик-атаман, как зовут его шоферы) - и жутковато станет, и снова потянет превозмочь страх и увидеть утреннюю нагую красоту гор, почувствовать кожей целебную прохладу поднебесной выси...", - Василий Шукшин "Живет такой парень".

Именно таким мы ожидали увидеть Чуйский тракт. Именно таким он остается и в наши дни -красивый и стремительный, дивной красоты.

Чуйский тракт
Чуйский тракт
-11
-12

Проехать его целиком в наши планы не входило, по крайней мере не в этот год, поэтому конечной точкой маршрута этого дня стал перевал Чике-Таман, путь к которому простирался между величественными горными вершинами сквозь небольшие, но довольно живописные населенные пункты, уютно расположенные в долинах гор. Особый колорит создавали свободно пасущиеся лошади с жеребятами и какой-то особой породы свиньи очень похожие на некрупных кабанчиков.

Чуйский тракт.
Чуйский тракт.

По пути остановившись на Семинском перевале, что на 583-м километре Чуйского тракта, прошлись по торговым рядам, особенностью которых были товары из верблюжьей и шерсти и шерсти лам (сказывается близость Монголии) и почти полное отсутствие типовых магнитиков и прочей мелочи. Там же на обратном пути дети с превеликим удовольствием покатались на лошадях.

Катание на лошадях. Семинский перевал.
Катание на лошадях. Семинский перевал.

Чике-Таман встретил нас почти полностью заполненной парковкой. Туристы выстраивались в очередь, чтобы сфотографироваться на фоне красивейших видов на новый и старый гравийный Чуйский тракт. Тем не менее атмосфера этого места и витающий в воздухе дух шаманизма оставили только положительные эмоции.

Перевал Чике-Таман
Перевал Чике-Таман

До Монголии оставалось всего 300 километров, которые мы оставили на следующее путешествие, чтобы еще раз сюда вернуться.

Приехали в гостевой дом уже к вечеру. Поужинав печеной картошкой с румяным мясом, приготовленными на мангале, мы с сыном в очередной раз отправились порыбачить на поплавок в тихих заводях Катуни. Вернулись уже в сумерках, поймав и выпустив с десяток чего-то мелкого (15-17 см).

Выезд из гостевого дома был запланирован к обеду следующего дня. Погрузив вещи в машину и поблагодарив хозяйку за гостеприимство мы направились в Белокуриху. Впереди нас в очередной раз ждал санаторий "Катунь" с тихим размеренным отдыхом и уже проверенным набором оздоровительных и расслабляющих процедур. И если в прошлое посещение бассейн был на реконструкции, то в этот раз детей из него было не вытащить :), тем более, что с погодой нам очень повезло. Даже если ночью был дождь, то днем всегда светило солнце, а температура воды бассейне не опускалась ниже +25 градусов.

Правда был один маленький минус: массажи в этом году в оздоровительную программу не входили и вечеринки пенного напитка (как в прошлое его посещение) в санатории не устраивали.

Зато мы с большим удовольствием покатились по канатной дороге, что ведет на гору Церковка, вершина которой напоминает очертания купола - отсюда и название. Протяженность подъема составляет почти 2 километра, при этом Вы поднимаетесь на высоту почти 850 метров над уровнем моря, где открываются прекрасные виды на окрестности курорта, горные массивы и просторы Алтайского края. Одно из любимых развлечений туристов на вершине горы - кормление всюду снующих бурундуков. Корм для них можно купить у подножья горы всего за 50 рублей. Стоимость подъема тоже не высокая - 600 рублей с человека, а дети до 6 лет могут проехать бесплатно (соответственно в сопровождении взрослых).

Вид с горы Церковка.
Вид с горы Церковка.

На этом история путешествий на Алтай заканчивается. Но мы обязательно туда вернемся, ведь до Монголии осталось всего 300 километров! Читайте, смотрите наши публикации, подписывайтесь, чтобы не пропустить новые очерки. Комментируйте и мы Вам обязательно ответим.

До новых встреч, с Вами были "Записки путешественника".

P.S.: Еще при посещении Чемальской ГЭС мы заехали в ближайшее почтовое отделение и отправили домой памятную открытку, которая прибыла в Екатеринбург как раз к нашему возвращению. Было решено продолжать эту добрую традицию в наших следующих путешествиях.

-17