Найти тему
Дальние горы

Автодорога Находка - Дальнегорск по востоку Приморья

Оглавление

Не часто получается ездить по этой дороге. Но в мае 2023 два раза подряд съездил в Находку. Пока информация не устарела, напишу фотоотчёт. По крайней мере, на летний сезон 2023 он может быть полезен.

Извилистая красная линия - та самая дорога.
Извилистая красная линия - та самая дорога.

По Золотой Долине

Золотой Долиной называют долину реки Партизанская (Сучан), что расположена на юго-востоке Приморского края. Золотая - скорее не из-за золотоносных проявлений, которые здесь уже почти выработаны, а из-за мягкого климата и плодородных почв. В окрестностях Находки дороги хотя и не в отличном состоянии, но на твёрдую четвёрку.

Мост через реку Партизанская
Мост через реку Партизанская

Между Екатериновкой и Золотой Долиной, по обе стороны моста, отрезок грунтовой дороги с реверсивным движением. Участок дорожных работ не слишком протяжённый, пропускать встречный транспорт долго не приходится.

Здесь дорога ненадолго покидает долину.
Здесь дорога ненадолго покидает долину.

Из особенностей участка по Золотой долине является то, что местами дорога покидает долину и ненадолго уходит в сопки. Это более сложные участки с подъёмами и поворотами, но они привносят разнообразие. Почему приходится покидать долину? Видимо, из-за сложного рельефа. Здесь имеются выходы известняков, образующих крутые скалистые останцы, поэтому дорогу пришлось проложить в обход их.

Известняковые скалы возле Орла. Орёл в Приморье - это небольшое село.
Известняковые скалы возле Орла. Орёл в Приморье - это небольшое село.

Выше по долине, за Партизанском, дорога становится проще и свободнее. Здесь самое время заправиться, так как дальше будет уже обычная приморская глухомань. Покидая Золотую Долину, мы начинаем подъём на самый высокий в крае Лазовский перевал. Самый высокий на основных 4-5 краевых автодорогах. На лесовозных есть перевалы и повыше.

Через Лазовский перевал

Хорошее асфальтированное шоссе идёт и на подъём. Повороты здесь плавные, скорость 90 км/ч обычна. Но чем дальше, тем тяжелее становится машине. Нога давит на педаль газа всё сильнее, но стрелка спидометра опускается на 80, потом на 70 км/ч, и окончательно "увядает" на 60 км/ч, с какой бы силой ты ни давил на педаль. А если машина ещё и загружена, то последние самые крутые километры перевала, едешь ещё медленнее. Хотя асфальт, а затем и ровная грунтовка позволили бы ехать и более быстро, но здесь уже просто мощность двигателя не позволяет.

Сам перевал - ничем не примечательная площадка на высоте 895 м над уровнем моря. Уже на спуске в Лазовский район открывается маленький кусочек среди листвы, откуда можно сделать фото окружающего пейзажа. Да и он не слишком впечатляет гористым рельефом, несмотря на большую по приморским меркам высоту над уровнем моря. Сопки в этом районе куполообразные.

Вид с обочины дороги на Лазовском перевале.
Вид с обочины дороги на Лазовском перевале.

На спуске имеется серпантин, повороты очень крутые. Здесь уже начинается плохая дорога. Можно поймать камень под днище, или сильно встряхнуться на буграх или выпирающем скальнике.

Грунтовка на Лазовском перевале с восточной стороны.
Грунтовка на Лазовском перевале с восточной стороны.

Чем ниже спускаешься, тем, как ни странно, живописнее пейзажи. Если вершины здесь сглаженные, то нижние части склонов круты и изрезаны распадками. Дорога петляет вдоль горного ручья, по сторонам высятся скальные выходы, мощный лес склонился над дорогой.

У подножья Лазовского перевала.
У подножья Лазовского перевала.

Прошу прощения за пятна на фото. Мошкару не успеваешь смывать с лобового стекла. А выходить постоянно из машины лень...

От Лазо до Данильченково

Когда спуск становится совсем пологим, начинается отличный асфальт. Появился он здесь сравнительно недавно, свеж, и пока ещё радует уставших от пыли и тряски Лазовского перевала путников.

Въезд в Лазо со стороны Находки
Въезд в Лазо со стороны Находки

На въезде в Лазо имеется автозаправка. Дальше, по правой стороне, кафе Транзит и тут же - шиномонтажка. Через дорогу - магазин. Собственно, это всё, что видит, и что может понадобиться транзитному путешественнику. Крутой поворот дороги влево, ещё одна улица - и выезд из Лазо.

Въезд в Лазо со стороны Дальнегорска.
Въезд в Лазо со стороны Дальнегорска.
Прощальный взгляд в сторону Лазо. Асфальта теперь долго не будет.
Прощальный взгляд в сторону Лазо. Асфальта теперь долго не будет.

Машин становится ещё меньше. Зато пыли всё больше. За грунтовкой здесь уже не такой уход, как на Лазовском перевале. Попадается гребёнка. Иногда, образуется гладкая колея от колёс, но между ней - вал из щебня и камней. Можно зацепить "пузом". У села Старая Каменка есть живописная скала.

Скала Шапка Мономаха возле Старой Каменки
Скала Шапка Мономаха возле Старой Каменки

Обычно, в Приморье такие скалы высятся в море или на хребтах. Но, как видим, скалистые островки можно встретить даже посреди поля.

Потом идут сёла Сокольчи и Данильченково. Небольшие, не примечательные с виду. Но проезжая мимо них, возникает ощущение того, что находишься уже в самой что ни на есть глубинке Приморского края. Даже мне, жителю такой же глубинки Приморья, интересно, чем здесь люди живут. Да, встречается много покинутых, разваливающихся домов, заросших бурьяном огородов. Но вместе с тем, вдоль автотрассы местные мужики аккуратно скашивают траву, видны постриженные кустарники, словно в большом городе, а прямо по шоссе (за неимением другого асфальта) прогуливаются с колясками молодые мамаши.

Дорога "за околицей" села Данильченково
Дорога "за околицей" села Данильченково

Хотя, шоссе, конечно, громко сказано. Дорога пустынна.

Поля, леса и сопки Лазовского района.
Поля, леса и сопки Лазовского района.

Но за Данильченково становится совсем глухо.

Дорога через Великий Лес

На мелкомасштабной карте видно, что дорога идёт на север вдоль побережья Японского моря. Но на самом деле, это не прибрежная, а лесная, таёжная трасса. И это бросается в глаза, когда заканчиваются последние небольшие поля Лазовского района. Лесная чаща обступает дорогу. А сама она становится узкой. Местами кроны деревьев нависают прямо над дорогой, и едешь словно в зелёном тоннеле.

Кроны дубов мелькают над головой
Кроны дубов мелькают над головой

Дорогу перебегает то рыжая лиса, то чёрная белка, то хорёк, а может быть и харза. Разглядеть не успеваешь. Пригорки, перевалы, повороты и прямые участки следуют один за другим, заводя всё дальше и дальше в зелёное безмолвие.

Дорога в "джунглях".
Дорога в "джунглях".

Местами попадаются участки с красноватым грунтом, словно латеритные почвы тропиков. И тогда действительно можно представить, что едешь через джунгли. На перевалах попадаются неровные участки, а на пересечениях с ручьями - подмытые участки, к-счастью, отгороженные.

Партизанский хребет тает в голубой дымке позади.
Партизанский хребет тает в голубой дымке позади.

Долго ли, коротко, начинается Ольгинский район. И первое его село на пути - Милоградово. Это самый южный населённый пункт из приравненных к Крайнему Северу. Обычно, оно уже считается туристами севером, хотя и расположено на широте Владивостока - п. Трудовое и п-ова Де-Фриз. Здесь есть заправка, шиномонтажка, а в магазине продают очень вкусные сливки местного производства.

Река Милоградовка в обычном состоянии. Во время тайфунов на месте этих каменистых кос бушует быстрый коричневый поток с несущимися в нём деревьями.
Река Милоградовка в обычном состоянии. Во время тайфунов на месте этих каменистых кос бушует быстрый коричневый поток с несущимися в нём деревьями.

За Милоградово снова лес, петляющая по сопкам грунтовка, клубы пыли за редкими автомобилями.

Перекрёсток на Моряк-Рыболов.
Перекрёсток на Моряк-Рыболов.

С этого перекрёстка можно подъехать к морю по нормальной дороге. И всего 12 км. Свороты в Валентин и, тем более, в Преображение, более длинные. Но главное, что за этим перекрёстком начинается островок асфальта!

Асфальтированный "остров" посреди трассы.
Асфальтированный "остров" посреди трассы.

От перекрёстка на Моряк-Рыболов до моста через реку Маргаритовку за Щербаковкой, 23 километра отличной дороги. Вот только на въездах-выездах с мостов нужно быть осторожным - бугры поперёк дорожного полотна.

Дорога по долине Маргаритовки
Дорога по долине Маргаритовки

В Щербаковке половина пути. Село небольшое, и кафе, по-моему, уже нет. Снова идёт грунтовка через лес и невысокие перевалы. Но качество трассы относительно хорошее.

Не обычно село Горноводное. Оно расположено в долине небольшой горной речки, среди густого леса. Дома раскиданы далеко друг от друга, с автодороги многие даже не видны через заросли. Здесь имеется источник минеральной воды.

Это источник обычной пресной воды. Минералка - через дорогу, у киоска.
Это источник обычной пресной воды. Минералка - через дорогу, у киоска.

У небольшого киоска, под прилавком выведен краник. Я долго стучал в окошко, но никто не отозвался. Никаких объявлений на окошке, типа "Ушла, сейчас приду" не было. Пожав плечами на камеру видеонаблюдения, набрал в полторашку минералки и убыл восвояси...

Снесённые мосты за Горноводным
Снесённые мосты за Горноводным

Потом были временные объезды у снесённых мостов. Зная, как долго в Приморье могут восстанавливаться небольшие мосты, эти объезды можно назвать постоянными. А некоторые уже стали вечными. Например, у перевала Венюкова, в Шумном, и в Уборке эти объезды существуют с незапамятных времён ещё прошлого тысячелетия...

Мост через реку Аввакумовку знаменует собой начало асфальта, который будет уже до конца пути.

Въезд на мост через Аввакумовку
Въезд на мост через Аввакумовку

По началу, асфальт весь в дырах и неровностях. Но по мере продвижения к райцентру - посёлку Ольга, становится лучше. Шикарный мост делается у села Пермское.

Мост через Арзамазовку у с. Пермское
Мост через Арзамазовку у с. Пермское

Видимо, приморским дорожникам не интересны мелкие мосты, им подавай крупные реки или морские заливы. А восстанавливать мосты через всякие речушки считают ниже своего достоинства )))

В Приморье тоже есть свои дорожные волны! Волнистый участок у моста возле Пермского.
В Приморье тоже есть свои дорожные волны! Волнистый участок у моста возле Пермского.

Между Пермским и Ольгой есть коварный трамплин. Сильно там не разгоняйтесь!

В мае земляника ещё цветёт
В мае земляника ещё цветёт

И вот Ольга. Наконец-то дорога выходит из леса к морю!

Ольга - Кавалерово - Дальнегорск

На небольшом отрезке, около километра, дорога идёт по берегу залива Ольга. Здесь имеется парочка съездов на пляж.

Пляж возле автодороги
Пляж возле автодороги

Лучше останавливаться на том, который подальше от порта. Ближе к гавани почему-то больше водорослей. На Чёрном море эту тину называют камка. Когда я проезжал, был так называемый красный прилив - массовое размножение какой-то красной микроводоросли.

"Цветение" красного фитопланктона у берега зал. Ольга
"Цветение" красного фитопланктона у берега зал. Ольга

Вообще, в самой Ольге отдыхать автотуристу особо негде, обычно все едут в залив Владимира неподалёку. Там красивые гранитные скалы, множество бухточек и пляжей. Кстати, в самой Ольге тоже имеются выходы разрушающихся гранитов. Смотрится живописно.

Небольшие выходы гранитов в Ольге.
Небольшие выходы гранитов в Ольге.

Дорога пролегает через посёлок. Он небольшой, движение спокойное. Есть парочка крутых поворотов и небольших перевальчиков. Ну а так, ничего сложного.

Вид на залив
Вид на залив
В районе автовокзала
В районе автовокзала
Дата основания поста Ольга 1858 год, раньше чем Владивостока. Ольга - один из самых первых населённых пунктов в Приморье.
Дата основания поста Ольга 1858 год, раньше чем Владивостока. Ольга - один из самых первых населённых пунктов в Приморье.

Затем дорога снова уходит от побережья. Здесь нормальный асфальт, на четвёрку. Сама трасса несложная, проходит, в-основном, по речной долине.

-33

За селом Серафимовка есть большое ровное поле, где сейчас расположена ферма. А когда-то сюда приземлялись регулярные рейсы реактивного лайнера из Владивостока. Я имею в виду 40-кресельный Як-40, рабочую лошадку МВЛ Приморского края до 1990-х.

Бывший ольгинский аэродром возле Серафимовки.
Бывший ольгинский аэродром возле Серафимовки.

Сейчас весь пассажиропоток взяла на себя автодорога. Но и она совсем не выглядит перегруженной. Ехать спокойно и ненапряжно. Местами здесь попадаются голые сопки. Это не последствия лесного пожара, как можно было подумать. И не зона заражения какой-нибудь химией. Несколько лет назад здесь похозяйничала гусеница, сожравшая всю листву на деревьях. Восстановиться они так и не смогли, и сейчас такие проплешины можно встретить не только в Ольгинском районе, но и в районах, расположенных севернее.

Съеденный лес.
Съеденный лес.

Базовый перевал между Ольгинским и Кавалеровским районами невысок. Здесь нет крутых подъёмов и серпантинов.

Базовый перевал
Базовый перевал

За перевалом, уже в Кавалеровском районе, похожая проблема, что и на "острове" асфальта перед Щербаковкой - въезды и съезды с мостиков. Перед небольшими мостами лучше сбрасывать газ. А вот большой мост через реку Зеркальная - идеален.

У моста через Зеркальную.
У моста через Зеркальную.
Летнее Приморье - множество оттенков зелёного.
Летнее Приморье - множество оттенков зелёного.

В Кавалерово формально заканчивается автодорога, которая называется Находка - Кавалерово. Здесь мы выезжаем на трассу Осиновка - Рудная Пристань, и до Дальнегорска едем уже по ней.

Посёлок Горнореченский - пригород Кавалерово.
Посёлок Горнореченский - пригород Кавалерово.

На последнем этапе этого пути, перед Дальнегорском, нужно преодолеть Высокогорский перевал, высотой 675 м. На спуске с него, уже в Дальнегорском городском округе, будет небольшой участок грунтовой дороги на серпантинах. Здесь уже чувствуется, что уехал далеко на север, да и сопки стали повыше.

На Высокогорском перевале
На Высокогорском перевале

На вершине Якут-горы весна всё ещё цепляется за свои права, а подножье уже во власти лета.

Вершина Якут-горы (1328 м) пока ещё коричневая.
Вершина Якут-горы (1328 м) пока ещё коричневая.

Ещё несколько минут пути, и въезжаешь в Дальнегорск.

На главной улице.
На главной улице.

Вот и закончилось это небольшое путешествие. Спасибо за внимание!