Найти тему

Организация складского учета: разбираем процесс с нуля

Оглавление

Складская логистика — важнейшая часть деятельности производственных и торговых предприятий. От качества труда кладовщиков, скорости решения поставленных задач, а также условий хранения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) зависят поставки продукции в магазины, обеспечение цехов необходимым оборудованием, оказание услуг клиентам, другие бизнес-процессы. А чтобы минимизировать ошибки и оставаться конкурентоспособным, нужно грамотно организовывать систему учета на предприятии. Расскажем, каких правил необходимо придерживаться, дадим полезные инструкции.

Учет материальных ценностей: из чего состоит работа на складе

Складские процессы обеспечивают управление запасами по трем направлениям: поступление, хранение и отгрузка. При этом каждое включает разные виды работ, а потому рассмотрим их подробнее.

  1. Поступление (также используется термин «снабжение»). Это процесс пополнения склада продукцией, главная цель которого — не допустить возникновения недостач или пересортицы. Здесь происходит приемка ТМЦ с обязательной проверкой по сопроводительным документам их количества, а также качественного и технического состояния.
  2. Хранение. В рамках этого процесса принятые ранее материальные ценности перемещаются в зону хранения и в дальнейшем содержатся в надлежащих для них условиях (подходящая температура и влажность воздуха, товарное соседство). Кроме того, их сохранность постоянно контролируется путем проведения осмотров и инвентаризации, производится учет остатков и сверка данных с указанными в документах бухгалтерии. Это нужно для выявления ошибок, соблюдения сроков годности, обеспечения сохранности товаров и своевременной их отправки заказчикам.
  3. Отгрузка. На этом этапе продукция собирается по заказу, комплектуется и упаковывается, а затем отгружается со склада.

Эти процессы напрямую влияют на всю деятельность предприятия. Поэтому в целях минимизации различных сбоев внедряются системы автоматизации.

Системы складского управления: ТСД и мобильный учет

Специализированные конфигурации программы 1C, а также устройства, предназначенные для считывания штрих-кодов (сканеры, терминалы сбора данных) и софт для них (DataMobile) — элементы систем управления товарным учетом. Они призваны автоматизировать процессы, внедрить электронный документооборот и сократить время на выполнение работ. Как правило, используются два способа организации такой системы на предприятии, рассмотрим их детальнее.

-2

Комплексная автоматизация с WMS

WMS — это программа для организации складского учета, полностью охватывающая все рабочие операции. С ее помощью производится контроль запасов, оптимизируется работа с заказами, осуществляется ведение документооборота, отслеживается прибытие и отгрузка материальных ценностей.

Тем не менее такое решение обходится дорого, так как требуется привлечение экспертов по настройке системы и время на адаптацию сотрудников к ней. Поэтому WMS обычно внедряется крупными компаниями с большими складами и товарооборотом.

Мобильная автоматизация на базе 1C

Распространенным вариантом автоматизации склада является решение на базе 1С — подключение ТСД к уже действующей в компании системе учета. Для этого потребуется:

  1. Терминал сбора данных (ТСД) — портативное устройство, оборудованное сканером для считывания штрих-кодов. При помощи ТСД кладовщики идентифицируют ТМЦ, отслеживают перемещение продукции по складу, работают с цифровыми документами, проводят инвентаризацию и отгрузку.
  2. DataMobile — программа для терминалов сбора данных и мобильных устройств на базе Android, используемая для ведения учета материалов на складе. С ней комфортно работать благодаря понятному интерфейсу и легкой настройке нужных функций.
  3. Принтер этикеток — устройство, предназначенное для печати наклеек со штрих-кодами. Созданные с его помощью средства идентификации используются для маркировки товаров и стеллажей, что полезно при организации адресного хранения.
-3

Организация складского учета с при помощи мобильных средств — универсальное решение. Оно позволяет автоматизировать управление всеми складскими процессами и настроить адресное хранение.

Организация адресного хранения на складе

Для ускорения складских процессов и минимизации потерь необходимо обеспечить адресное (ячеистое) хранение. Это способ организации пространства, при котором каждому отдельному месту в помещении назначается адрес, обозначаемый уникальным кодом. Ячеистое хранение подразделяется на два типа:

  1. Статическое, предполагающее выделение каждому виду товара собственного места, не меняющегося в дальнейшем.
  2. Динамическое, при котором в разное время в одних и тех же ячейках могут находиться разные товары или материалы.

В первом случае упрощается поиск товаров, так как сотрудники со временем запоминают места, где они хранятся. Однако минус в том, что площади склада могут быть использованы нерационально — отдельные ячейки будут пустовать из-за временного отсутствия продукции, для которой отведено отдельное место.

-4

Второй вариант дает возможность размещать материалы по принципу удобства. Например, товары, которые будут отгружены в первую очередь, поместить у выхода. Кроме того, кладовщики получают возможность класть в свободные ячейки любые ТМЦ и даже смешивать их. Главное, фиксировать свои действия в электронных документах.

С адресным хранением можно проводить выборочную инвентаризацию по рядам, полкам и отдельным категориям товаров. А еще одно преимущество — в том, что его настройка доступна в конфигурациях 1C (в том числе при помощи подключения специального программного модуля "Адресное хранение" от Компании Сканпорт).

Инструкция по внедрению адресного хранения

Чтобы реализовать ячеистый принцип размещения товаров, желательно разделить пространство склада на отдельные зоны: приемки, хранения и отгрузки. Каждому выделенному пространству, а также стеллажам и полкам в нем, присвоить буквенно-числовые коды — адреса хранения. Так, может получится следующее — «Б.12.04.03», где:

  • Б — обозначение зоны хранения;
  • 12 — адрес секции или стеллажа;
  • 04 — ярус;
  • 03 — ячейка.

Напечатать комбинации можно при помощи принтера этикеток. При этом на наклейках лучше всего дополнительно разместить штрих-коды, которые будут считываться терминалами сбора данных с DataMobile для ускорения складского учета.

Организация складского учета с ТСД и DataMobile

DataMobile — российская программа, предназначенная для автоматизации работы сотрудников складов, производственных цехов и торговых залов. Она быстро осваивается пользователем, легко интегрируется с 1C и включает много функций для организации складского учета. ПО устанавливается на ТСД в качестве приложения и позволяет:

  • оперативно получать необходимую информацию о товарах и местах их размещения при помощи сканирования штрих-кодов;
  • работать с документами прямо на ТСД, в том числе с готовыми шаблонами, создавать их, заполнять и выгружать в 1C;
  • вести справочник ячеек для системы адресного хранения;
  • производить маркировку товаров, формировать штрих-коды и отправлять их на печать;
  • работать с Data Matrix и RFID-метками (при подключении дополнительных программных модулей).

Все это делает программу DataMobile доступным и не затратным решением для ведения товарного складского учета.

Понравился материал? Обязательно подпишитесь на наш Дзен! Здесь всегда можно найти подробные инструкции по автоматизации складов и торговых залов.