1,6K подписчиков

Миф о труде обезьяны и врожденная разумность

337 прочитали
Иллюстрация из свободного доступа
Иллюстрация из свободного доступа

“Труд создал человека из обезьяны” - Фридрих Энгельс.

“Мартышкин труд” - крылатая фраза от критика Писарева о смысле басни Крылова “Обезьяна”. Аналогичная басня про пахаря и обезьяну написана Сумароковым.

Еще более известна фраза про “сизифов труд” из притчи про Сизифа и камень, который он катил на гору. Эта фраза имеет другой контекст. Хоть труд Сизифа тоже бестолковый, однако, есть большая разница. Труд Сизифа - это безуспешный труд идиота, который раз за разом делает в точности одно и то же, надеясь на положительный результат. Сизиф не анализирует эффективность своих действий, не делает выводы из неудач и не предпринимает ничего, что может ему помочь добиться положительного результата. Более того, в зависимости от вариации притчи, Сизиф даже не сознает зачем делает то, что делает. Подобные действия могут быть у какого-нибудь автоматического механизма с одной единственной программой, которая в нем жестко прописана. Из объяснений ниже вы поймете, что действия Сизифа не достойны называться трудом и по сути могут называться только физической работой. Впрочем, можно отметить важный нюанс: Сизифа в реальности никогда не было - это выдумка.

История с мартышкой из басни наоборот реалистична. Труд мартышки - это труд глупого подражателя, который пытается имитировать чужую работу для собственной выгоды, не понимая сути этой работы, ее назначения, каких-то важных нюансов, принципов и прочих важных тонкостей для успешного результата. Причем совсем не того результата, который способен увидеть подражатель. Есть даже термин для подобной деятельности - карго-культ. Однако, мартышка в своем труде действует разумно и сознательно, она представляет чего хочет - добиться похвалы. Вот только действует она в силу своего скудного разумения, глупо по меркам человека, и потому ее действия безуспешны.

Хотя в другом случае мартышка тем же способом подражания могла бы добиться успеха. Например, если бы стала помогать людям собирать бананы в корзину.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Так давайте разберемся, что на самом деле является трудом и правда ли труд делает человека человеком. А если не труд, тогда что?

Под трудом немецкий философ понимал целесообразную деятельность, начавшуюся с изготовления орудий из камня, кости и дерева.

По мнению Энгельса, сознание человека сформировалось в результате труда, а в процессе труда у людей возникла и потребность что-то сказать друг другу.

Так в совместной трудовой деятельности появилась речь, как средство общения, а позже и другие способы передачи информации с помощью рисунков, письменности и т.д..

В общем, это очень привычное представление, т.к. оно внедряется в сознание людей со школьной скамьи. И разумеется, представления Энгельса изначально были в жесткой связке с представлениями Дарвина об эволюции видов. В случае с человеком - это эволюция обезьян, которые однажды научились создавать инструменты и целенаправленно пользоваться ими, да так и не разучились, со временем только развивая и приумножая имеющийся опыт. Ну и попутно, якобы за пару миллионов лет, пристрастившиеся к труду обезьяны изменялись и физиологически.

Допустим. Но что же такое труд на самом деле? Объективно и по сути.

Труд - это целенаправленная сознательная деятельность живого организма, его интеллектуальная и физическая работа, которая нужна для достижения запланированного результата.

На этом все, дано полное определение труда. Идеалистические высказывания про общественно-полезную деятельность, облагораживание трудом или про количество сделанного, в данном контексте, -  уже от лукавого, т.к. они необъективны и слишком очеловечены. С другой стороны, пусть они будут, но только как дополнение для частных случаев трудовой деятельности.

Далее я планировал дать самые разные примеры сознательного труда и осмысленного творчества от представителей фауны и даже флоры. Но т.к. получилось очень много текста, решил их не включать в статью, она и без того увесистая. Да и нет у меня особых сомнений, что вы сами знаете большинство таких примеров, которые однозначно доказывают сознательность и разумность других видов живых организмов. В наши дни общепризнанно, что наиболее умными являются обезьяны, дельфины, чуть ли не все семейство врановых. Вполне сознательно трудятся пчелы, осы, муравьи и другие насекомые. Растения также сознательно взаимодействуют с окружающим миром, они способны общаться, обучаться, им не чужды эмоции, они по-своему, но адекватно реагируют на других существ, некоторые растения могут целенаправленно охотиться на насекомых и даже манипулировать ими в своих целях. Примеров предостаточно.

И вот, как говорится, вместо пары тысяч слов:

 “Труд создал человека из обезьяны” - Фридрих Энгельс. “Мартышкин труд” - крылатая фраза от критика Писарева о смысле басни Крылова “Обезьяна”.-3

А тут можно посмотреть видеозапись, как этот слон рисует.

Труд - следствие работы интеллекта, а не причина его порождения.

Тем более труд не является причиной возникновения сознания организма и языка общения внутри конкретного вида существ. Сперва организм ощущает или определяет какую-либо потребность, потом действует по своей (имеющейся) программе для удовлетворения этой потребности. Именно так, не наоборот. Следовательно...

Интеллект, если таковой имеется, дает возможность организму самостоятельно придумать программу (алгоритм действий) для удовлетворения своей потребности, или перенять у другого организма подходящую для этой цели программу (научиться).

Важно понимать, что нельзя придумать алгоритм действий без соответствующих знаний об окружающем мире и своих возможностях, а также без умения прогнозировать желаемый результат по завершению этих действий.

“Интеллект - это свойство жизни, которым обладает даже самый примитивный одноклеточный организм. Каждое живое существо постоянно вынуждено решать проблемы, которые, по сути, не очень сильно отличаются от тех, с которыми сталкиваемся мы”.

- Из книги Стефано Манкузо и Алессандра Виола “О чем думают растения?”.

И поэтому...

Основа развития человечества заключается вовсе не в труде, а в прекрасной обучаемости человека, накоплении знаний и целенаправленном обучении людей из поколения в поколение.

Но если у ребенка не будет человеческого социального окружения, например современного человеческого младенца вырастят дикие волки в среде их естественного обитания... то нет, не получится истории про Маугли из книжки Киплинга. В реальности такой человеческий детеныш вырастет зверем с повадками волка и ментально он никогда уже не сможет стать человеком. Научно доказано. Подобные случаи действительно происходили.

Дело в том, что в самом раннем возрасте развития в ребенка закладываются важные базовые алгоритмы его будущего поведения, взаимодействия с окружающим миром, образа жизни, навыков общения и мышления. Все это ребенок получает как программы от тех, кто его растит, обучает, воспитывает и даже просто окружает. Поэтому в целенаправленном обучении КАЖДОГО человека, с самого рождения, необходимо подразумевать еще и его воспитание - культуру.

Что касается развития технократической человеческой цивилизации, то человеческая память не достаточно хороший хранитель данных для этого. Сами люди, как носители ценных знаний, часто не успевали бы передать накопленный опыт своим потомкам в случае какого-либо конфликта, несчастного случая или внезапного стихийного бедствия. Что в разное время и происходило много раз, т.к. долгое время большинство людей были безграмотными, а имеющиеся знания люди старались передавать устно и наглядным делом, из поколения в поколение, имея какое-то свое семейное ремесло и устоявшийся образ жизни. Подобные традиции, кстати, живы до сих пор в некоторых семьях. Вместе с тем, до сих пор, имеет место и массовая безграмотность в ряде стран.

Поэтому изобретение письма и развитие коммуникаций стало ключевым для той цивилизации, в которой мы все сейчас пребываем.

Впрочем, изначально людей могли обучить языку и письму. Кто-то. Например представители другой цивилизации, вероятно инопланетной. Та же цивилизация могла и модифицировать обезьян на генном уровне.

Ну а позже, с расселением по планете, люди сами стали дополнять и корректировать язык, изобретать свою уникальную письменность - тут уж кто во что горазд. Дело не хитрое, на уже имеющейся фонетической и смысловой базе, да при желании властвовать в своем обособленном царстве-государстве. Этот процесс продолжается до сих пор и никогда не прекращался.

Эволюция, однако.
Эволюция, однако.

А про про разум в целом очень точно и емко сказал Эмманюэль Мунье:

Первейшей задачей разума является сведение неизвестного к известному.

В свете данного вполне логичного утверждения разумным можно считать любой организм, который проявляет любопытство и каким-либо способом познает/исследует окружающий мир, чтобы правильно взаимодействовать с ним и адекватно извлекать пользу для своего развития и своего потомства.

Другое дело, что не все организмы обладают хорошей памятью, восприятием и прочими полезными качествами. В том числе и развитым языком общения или достаточно продолжительным сроком жизни. Поэтому все живут как могут, в зависимости от врожденных физиологических особенностей, срока жизни, среды обитания и массы других важных факторов.

Но знаете, если как следует посмотреть на современных людей и проанализировать их поведение, то окажется, что некоторые люди настолько неадекватны в своих желаниях и целях, что о достойной человека разумности и речи нет. Очень много тех, кто занимается банальным подражательством, в стремлении получить какое-либо удовольствие, часто лишь эмоциональное, и как можно больше прелестей шикарной жизни. Как правило, таким людям хочется иметь все то же, что и у объекта их зависти, а желательно еще лучше.

Другая крайность - почти животное существование: примитивный труд, только ради того, чтобы поесть, поспать, поспариваться, нарожать детей (часто в нищете). И ничего больше.

Неужели подобная разумность достойна человека? Того самого “венца эволюции”, коим себя возомнил человек. Той вершины пищевой цепочки, с высоты которой человек высокомерно смотрит на всех прочих живых существ, нещадно их эксплуатирует и убивает для развлечения или сверхизбыточной выгоды. Есть немало людей с таким отношением не только к “братьям меньшим”, но и к другим людям, и даже к целым народам...

Останется ли обезьяна обезьяной, если она нарядится в смокинг, напялит на руку Ролекс и усядется в лимузин?

По факту современное человечество, по уровню разумности, по интеллектуальному и духовному развитию, выглядит примерно так:

Современные люди.
Современные люди.

Резюмируя, можно сказать, что вопрос об эволюции живых существ и развития их разумности остается настежь открытым. До сих пор. И вовсе не факт, что человечеству нужно было развиваться технократически. Во всяком случае альтернативный путь развития у человека всегда был и есть до сих пор. Но вполне возможно и нечто среднее, какой-то симбиоз науки и духовности, в гармонии с миром. При развитии как технологий, так и уникальных способностей человека на качественно новом уровне владения своим телом, своими энергиями, своим восприятием и т.п.. Ни в коем случае не имею ввиду трансгуманизм и противоестественный апгрейд человеческой биологии высокотехнологичными костылями и прочими игрушками. Все личные способности должны развиваться естественно - самим человеком в течение всей его жизни.

Эх, мечты... А тем временем, каждый год ученые открывают тысячи новых видов флоры и фауны: животных, птиц, земноводных, рыб, насекомых и растений, не говоря уже о бактериях, вирусах и микробах. Что это? Эволюция уже существующих видов? Всего лишь мутации и закономерные “случайности” чудесатой природы? Ну, наверное, не без мутаций. Вот только эти мутации возможны, потому что анатомия организмов, вернее даже сказать - конструкция организмов, позволяет им мутировать. То есть изначально в организмах заложена возможность мутаций для их адаптации и биологического развития. Так же, как заложено и половое различие у большинства организмов.

Думаю, столь огромное количество видов живых организмов в настоящем, прошлом и будущем, невозможно объяснить одними только мутациями. Слишком уж они отличаются друг от друга, при том, что все эти существа ювелирно проработаны, приспособлены к жизни и используют самые разные физические законы, закономерности, принципы окружающего мира. Вдобавок одни организмы могут использовать в своих целях другие организмы... что в некоторых случаях кажется предусмотренным изначально.

Может кто-то целенаправленно их проектирует, да втихаря материализует в нашем мире? Почему нет? И ведь есть кому этим заниматься, надо сказать... и я имею ввиду вовсе не людей. Что вы сможете возразить, если я скажу, что этим сознательно занимается сама планета?)