Найти тему
АиФ Волгоград

Считали тихоней и чудаком. Но на выпускном под Волгоградом он достал нож

Оглавление
   Момент на линейке в школе: нападавшего скручивают одноклассники.
Момент на линейке в школе: нападавшего скручивают одноклассники.

Председатель СК России Александр Бастрыкин потребовал от волгоградских следователей детально разобраться с недавним ЧП – нападением на иловлинскую школьницу с ножом во время торжественной линейки.

Почему такое произошло и можно ли было избежать беды, разбирался «АиФ»-Нижнее Поволжье».

«Зачем её хотел убить?»

Напомним, всё случилось 23 мая в иловлинской школе № 1 во время празднования последнего звонка. Едва выпускники допели песню на торжественной линейке, как праздничную атмосферу нарушил крик. Худощавый рослый выпускник на какой-то миг приобнял сзади одноклассницу, после чего полоснул перочинным ножом по шее. В доли секунды его скрутили.

Медпомощь 17-летней девушке оказали быстро. Выяснилось, что она получила поверхностную рану. Порез оказался не опасным, госпитализация не потребовалась.

Нападавшего задержали. В соцсети в тот же день попали кадры его допроса.

«Зачем ты её полоснул, не пойму? Что она тебе плохого сделала?» – задают ему вопрос. Ответ: «Вымогательством заняться».

«Вымогательством? У кого?»

«Денег. Со всей школы и у мамки с папкой».

При этом подросток даже не смог вспомнить фамилию одноклассницы – своей жертвы.

«Всех людей использует»

Иловлинский райсуд отправил подростка два месяца в СИЗО. СК России по Волгоградской области возбудил уголовное дело по статье «Покушение на убийство». А иловлинцы бурно обсуждают случившееся. Одна из версий – подросток был безответно влюблён, не смел признаться, боясь отказа. Тем более что пострадавшая – первая красавица школы. Но сомневаются в такой версии многие.

Другое предположение: школьник регулярно подвергался насмешкам и психологическому давлению со стороны сверстников и так выплеснул агрессию.

В пользу такой версии говорит деталь, которая, возможно, попадёт в поле зрения экспертов следствия. Нападавший, как следует из открытых источников, увлекался известным молодёжным сериалом «Уэнсдей». Его главная героиня – изгой, подросток, направленный родителями после инцидентов в школе в учебное заведение для таких же отверженных. Среди оценок сериала внимание привлекает следующая (оставлен пользователем Esma88 в апреле этого года): «Все её (героини. – Авт.) поступки и действия – это просто хрестоматийный, полностью сформировавшийся психопат. (... ) Полное отсутствие эмпатии и сочувствия к кому бы то ни было. (...) Всех людей использует исключительно как инструменты для достижения своих целей. (... ) Злопамятная, мстительная, жестокая. (...) Опасность воспринимает исключительно как способ развлечься от пресного существования. (...) Не признаёт никакие ценности, кроме своих собственных. А её правила очень простые – побеждает сильнейший».

В тихом омуте?

И, пожалуй, не столько версия, сколько наиболее распространённое объяснение инцидента в Иловле: насчёт тихого омута, где водятся черти. Ведь ранее подросток вообще не попадал в поле зрения правоохранительных органов. В семье тоже вроде было всё нормально.

– Я знаю эту семью хорошо, – высказывается в соцсетях местная жительница Елена П. – Внимания и любви ему хватало. Он и маме всегда помогал. Но унижение и отношение в школе сделало своё. Люди, которые знают подозреваемого, подтверждают: в школе он был тихим, ни с кем особо не общался. При этом опрошенные нами на правах анонимности педагоги из Иловли рассказали, что в школе парень имел репутацию чудака. «Хвастался, что носит с собой нож. Вроде классная руководительница пыталась поговорить с ним на тему его пугающих «особенностей», – припоминает одна из местных педагогов.

А одноклассники замечали, что парень интересуется в интернете покупкой балаклавы и травматического оружия. Но на это особо никто не обратил внимания...

Насчёт «не обратил внимания» – момент ключевой. ЧП в школе, подобные иловлинскому, происходят ежегодно, как правило, их бывает не менее двух-трёх. Некоторые заканчиваются весьма трагически. Личности нападавших очень разнятся: это не всегда изгои, есть и активные и вроде бы позитивные подростки из полных семей, от которых, как говорится, никто не ожидал. И тем не менее общее есть: в каждом случае те или иные нехорошие симптомы были, на них просто не обращали внимания.

– Такие ситуации можно пред­отвращать, – убеждена семейный психолог Екатерина Нецветайлова. – Во время учёбы есть особенные пиковые возрасты и моменты, когда детская психика особо уязвима. Если игнорировать проявления агрессии у старших подростков и юношей, то бомба замедленного действия рано или поздно сработает. Важно не только учить, но и участвовать в воспитании ребёнка, сопровождать его на протяжении всей школьной жизни, не игнорировать любые странности, уделять особое внимание таким ребятам и их отношениям с одноклассниками. Такие изгои в старших классах часто мстят за отверженность и пренебрежение.

   Нападавшему предстоит психиатрическая экспертиза, его жертве – восстановление. Фото:  Коллаж АиФ
Нападавшему предстоит психиатрическая экспертиза, его жертве – восстановление. Фото: Коллаж АиФ

Если это была месть, то сработала она в первую очередь против самого подростка: его ждёт психиатрическая экспертиза и суд.

– Нападавший заслуженно попал под санкции ст. 30 УК РФ «покушение на убийство», и это особо тяжкое преступление, – говорит юрист Ольга Завгороднева. –Как показывает судебная практика, условное наказание по таким делам не применяется, ему грозит реальное лишение свободы. Особенно жалко девушку – внутренняя травма на всю жизнь в такой ситуации неизбежна.

Между тем все надеются, что ЧП не помешает выпускнице, подвергшейся нападению, получить золотую медаль – она к ней шла все школьные годы. А потом она мечтает поступить в вуз и стать юристом...

«Школьные психологи бессильны»

Конечно, любое ЧП в школе происходит неожиданно. Но можно ли всё-таки предусмотреть подобные случаи и принять предупредительные меры?

«Я считаю, что далеко не всегда можно предугадать и предупредить проявления агрессии у детей школьного возраста и молодых людей. К таким проявлениям могут быть склонны очень разные типы личностей – и общительные, дерзкие и активные молодые люди, и замкнутые тихие одиночки, – говорит психиатр-нарколог Волгоградского областного наркологического диспансера Елена Синолицая. – Что надо сделать? На мой взгляд, ответ очень прост: необходимо менять законодательство в сфере организации детской психиатрической помощи.

В настоящее время педагог или психолог имеют право только мягко увещевать родителей обратиться с ребёнком к детскому психиатру, даже если у их чада невооружённым глазом видны огромные странности и отклонения в поведении.

Как правило, родители к таким уговорам относятся крайне несерьёзно. Все мы склонны смотреть на собственных детей сквозь розовые очки. И большинство современных родителей считают предположения школьных специалистов надуманными или даже выражающими предвзятое отношение к ребёнку.

Я много общаюсь со школьными психологами и педагогами и знаю всю степень их бессилия перед лицом явных отклонений в психическом развитии ребёнка, которые родители упорно не хотят видеть или лечить. По моему мнению, у специалистов школы должно быть больше рычагов влияния на родителей.

К счастью, я знаю также много случаев, когда бдительность педагогов и психологов, внимание к жизни своих учеников в соцсетях однозначно предотвращали явные возможности проявления насилия и агрессии».

Комментарий

Практикующий психолог, психотерапевт Елена Спирина:

– Линейка – очень эмоционально заряженное, острое событие, это процесс инициации, выпуск во взрослую жизнь. В отношении последнего, как я считаю, с нападавшим выпускником явно недоработали: перспективу будущего, профессии выстроить ему не удалось. Он выбрал путь, который можно расценить так: «Сейчас сделаю это, попаду в тюрьму, там обо мне позаботятся».

Насколько я поняла, подросток воспитывался одной матерью. Между тем именно отец в семье обеспечивает дисциплину, выбор направления в жизни, учит справляться с агрессией и правильно взаимодействовать с окружающей средой.

Считаю, для профилактики подобных случаев очень важно, чтобы школьные психологи работали независимо, а не в системе школы. Они должны прийти, сделать своё дело и уйти – это даст возможность максимально объективной оценки детей.

ЧП в школах

  • 3 мая 2019 г. в гимназии № 7 Казани десятиклассник Искандер Халфин взял в заложники четырёх педагогов и 12 одноклассников, угрожая им ножом и пневматическим пистолетом. Позже выяснилось, что так он пытался самоутвердиться в глазах одноклассницы, которая ему нравилась. Подросток сам сдался полиции.
  • 11 мая 2021 г. 19-летний Ильназ Галявиев, выпускник гимназии № 175 в Казани, открыл здесь стрельбу. Погибло девять человек. Галявиев слыл нелюдимым, учился на тройки. Одна из экспертиз признала его больным шизофренией, вторая – полностью вменяемым. Преступника осудили пожизненно.
  • 26 сентября 2022 г. в Ижевске на школу № 88 напал её бывший выпускник Артём Казанцев. В результате открытой им стрельбы погибло 18 человек, сам Казанцев покончил с собой. Он был приверженцем нацистской идеологии, состоял на учёте в психоневрологическом диспансере.
  • 13 апреля 2023 года в школе № 633 в Санкт-Петербурге открыл стрельбу 16-летний ученик девятого класса. Пули были резиновые, потому четыре школьника пострадали незначительно. Нападавший уже состоял на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних – ранее он попался на краже автомобильных колёс.