В средние века тюркские племена, а также их государственные образования играли важную роль в безопасности транзита товаров, проходивших с Востока на Запад. Одним из таких государств был Тюркский каганат, территория которого простиралась от Монголии и Китая до восточных рубежей Европы.
Прохождение торгового пути с Востока на Запад в руках одного актора облегчало перевозку товаров, поскольку это уменьшало количество грабежей и набегов на караваны, обеспечивая своего рода устойчивую цепочку поставок. Однако, когда на данной территории стало появляться все больше государственных образований, использовавших свое географическое положение в качестве инструмента давления на других участников путем блокирования торговых связей, количество военных конфликтов увеличилось. Таким образом, нарушалась бесперебойная перевозка товаров и Великий шелковый путь постепенно приходил в упадок, после чего стала возрастать роль морских торговых путей.
Сегодня ситуация на международной арене в транспортно-логистической сфере (ТЛС) во многом схожа. Один из таких транспортных коридоров — Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, Срединный коридор), пролегающий через Центральную Азию (Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан), Южный Кавказ (Азербайджан, Грузия) и Малую Азию (Турция).
Современные геополитические реалии на международной арене вывели ТМТМ на первый план, где ключевую роль стали играть страны — участницы Организации тюркских государств (ОТГ). Стремясь содействовать всестороннему сотрудничеству, ОТГ уделяет особое внимание укреплению транспортных связей между государствами через ТМТМ. Также в целях повышения осведомленности о национальных проектах государств-членов вдоль ТМТМ, ОТГ расширила свое сотрудничество и партнерство с международными организациями — Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД).
Тем не менее, несмотря на позитивные шаги по развитию ТЛС в рамках концепции развития тюркского мира до 2040 г., перед странами — участницами ОТГ в этом направлении встает ряд серьезных преград, которые мешают тюркскому региону, простирающемуся от Средиземноморья до Туркестана, позиционировать себя как единый трансконтинентальный маршрут. Одна из них — отсутствие между тюркскими государствами значительного товарооборота. Хотя потенциал для его развития есть, реализация идет медленными темпами ввиду отсутствия синхронизированного тарифного регулятора, что мешает транспортировке товаров не только между ними, но и уменьшает привлекательность для использования данного маршрута третьими странами.
Учитывая эти факторы, странам — участницам ОТГ предстоит большая и сложная работа по созданию полноценной транспортно-логистической инфраструктуры и тарифному регулированию. Установление сухопутного и воздушного транспортных маршрутов, а также создание коридоров для перемещения сырья и ресурсов имеет большое стратегическое значение, которое должно стать основой взаимоотношений в рамках ОТГ. Без этого говорить о каком-либо формировании нового, крупного и единого звена в транспортно-логистической цепочке на международной арене не приходится, поскольку для интеграции нескольких регионов (Малой Азии, Южного Кавказа, Центральной Азии) с разными уровнями развития ТЛС в единое транзитное пространство требуются большие усилия во всех сферах международного сотрудничества.
Автор: Орхан Гафаров, эксперт РСМД