НАШИ ЖЕЛАНИЯ ПОРОЙ ИСПОЛНЯЮТСЯ СЛОВНО ПО ЗАКАЗУ. ДОСТАТОЧНО ЛИШЬ СПОНТАННО ВЫБРАТЬ ДРУГОЙ МАРШРУТ. А МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО ВСЕ СПОНТАННОЕ – ЭТО ТЩАТЕЛЬНО СПЛАНИРОВАННОЕ? КАК ЗНАТЬ…
Разная частота радиоволн при мирном существовании – таковы мои отношения с ровесниками. Им не расскажешь то, что март – это время холода, серости и обманчивых ожиданий. Не поговоришь о том, что киноверсия романа «Поющие в терновнике» – полный провал. В восемнадцать лет мало кто любит обсуждать подобные вопросы. Непросто. Настроение в такт погоде было хмурым. Чтобы разрушить монотонность, я выбрала другой путь: решила увеличить дистанцию, несмотря на сильный ветер и мелкий моросящий дождь. Длинные пешие прогулки прогоняют угнетающие мысли…
Внезапно мой взгляд упал на маленький переулок. Он был каким-то уютным, обособленным. Через него тоже можно выйти на знакомую дорогу. Что там? Ни разу не ходила этим маршрутом: старые низенькие домики, некоторые совсем в плачевном состоянии. Возможно, здесь живут одни пенсионеры, причем преклонного возраста? Не раздумывая, я шагнула в неведомое пространство…
Её я увидела почти сразу же. Рядом с одной из калиток стояла девушка довольно плотной комплекции. На ней была ярко-голубая куртка, в руке дымилась сигарета. Я сразу как-то нас обобщила: такой ветер, а мы - без шапок. В ответ на мою мысль, стихия решила проявить себя в полной мере - на улице закружил сильнейший вихрь ветра. Волосы у незнакомки взметнулись вверх: невероятно длинные, волнистые, цвета каштана. Красота!
Подходя ближе, я увидела, как пепел от сигареты полетел в разные стороны. Подумала с опаской: «Еще и загорится ненароком!» Пройти молча мимо нее не получилось, не сдержалась: «Глядя на Вас, картину можно написать!» В ответ услышала такой веселый смех, что резко остановилась: «Интересно, что я такого сказала?!»
Она улыбалась дружелюбной теплой улыбкой: «А тематика картины?»
Я решила подыграть: «Ну, например, это будет история о том, как девушка внезапно превращается в ветер!»
Девушка внимательно посмотрела на меня, каким-то новым, серьезным взглядом и неожиданно предложила: «Будешь чай? А то на улице холодно!»
В шубе было не холодно. Тем не менее, на чай я согласилась. Возникло чувство доверия, словно она уже моя подруга.
Я думала, что предстоит обычная девичья беседа: как зовут, откуда, кто чем занимается. Однако тема для разговора нарисовалась совсем другая. Минуя крошечный коридор, я зашла в маленькую комнатку и… мир остановился. Там находились картины. Их было всего три, но при этом возникало впечатление, будто находишься в галерее, которая сплошь заставлена произведениями искусства!
Три шедевра, от которых замирает душа, а воображение рисует красивые образные сюжеты. Алый осенний лист неторопливо падает на землю. Он словно еще не решил, куда предстоит приземлиться: кружится в неспешном полете и раздумывает. Картина навеяла строчку из известной песни: «Эти двое в темно-красном взялись за руки напрасно, чуть подует, все пройдет и все пропало…» Возможно, этот лист в полете тоже завис в ожидании пары. Вспомнила о своем. Стало грустно.
Переключила внимание на другую живописную работу. Радуга на фоне неба. Семь ярких красок, буквально бьющих в глаза, не создавая при этом эффекта «чересчур». Цвета так органично играют контрастом, что складывается впечатление абсолютной разрозненности. Как можно такое изобразить?! Осторожно, словно боясь, что он здесь не в тему, на радугу падает солнечный луч. Скромный.
Завершала обзор зимняя картина : величественное дерево, обсыпанное снегом. Вокруг него кружили хрустальные снежинки, похожие на балерин. Пейзажи из разного времени года: весны не было. От сильного впечатления не хватило слов, и я просто спросила: «На выставку?»
Не сомневалась, что угадала, куда же еще такое великолепие!
Ответ поразил: «Они пока еще не готовы, доработать нужно!» Моему удивлению не было предела: «На мой взгляд, совершенны!»
Художница посмотрела на меня с улыбкой и стала объяснять: «Видишь, лист? Ему нужно более отчетливо обозначить траекторию полета, солнечный луч должен быть чуть ярче, как бы настойчивее…» Что не так с третьей картиной, я даже не спросила: от избытка впечатлений, кажется, вообще позабыла все слова. Познакомились. Поговорили про изменчивый март и выпили чай. Беспокоить человека искусства долгим присутствием было как-то неловко. Я попрощалась, собралась уходить, а в ответ услышала: « Хочешь, забегай иногда в гости! Стучи в окно, я всегда дома. Если не открываю, значит, уехала за красками!»
Она вышла проводить меня за калитку, а я внезапно обратила внимание на старенький белый автомобиль возле ее домика. Машина была в переулке как чужая, словно лишняя деталь. Неуютная жестянка.
«Чих-пых» - так назвала я про себя эту рухлядь: заведи и сломается. Это средство передвижения вызвало необъяснимую неприязнь: надо же, ведь это не человек. «На ней гоняешь за красками?», - задала я вопрос, - «Передвигается!?»
В этот раз ответ был предсказуем: «С трудом, но выбора нет!»
Мне бы промолчать, но не сдержалась: «Определяющий фактор выбора – это наше желание. Как выбирать – сердцем, разумом – это вовсе не дилемма, это наша потребность души. Если все же идешь по первому варианту, то выбора действительно нет…»
Кажется, нужно себя остановить, иначе у человека сложится впечатление, что я умничаю или того хуже, учу жизни. Если прикинуть возраст, то девушка меня примерно лет на 7 старше. Вопреки опасениям, художница с улыбкой ответила:
- «На данный момент мой выбор касается только тематики картин, а за красками можно и пешком сходить, если что …»
- «Прогулка пешком – это уже выбор!»
Она улыбнулась. Мы друг друга поняли.
Новое знакомство подарила тему для размышлений. Какой интересный человек, а живописный почерк словно неземной! Как ей удается так пронзительно изобразить природные явления? В этом стиле работы есть какая-то загадка, а значит, найдется и объяснение. Захотелось снова посмотреть на картины и пообщаться с этой необычной девушкой. Ведь она так дружелюбно приглашала меня в гости, значит, не будет навязчивым зайти к ней еще раз… Настроение пришло в норму: апрель радовал погодой, а хмурый март остался в прошлом.
Через неделю я снова отправилась по знакомому маршруту, к маленьким домикам. Кажется, я угадала: этот переулок населяли сплошь пенсионеры. Неподалеку от жилища моей знакомой стояли несколько бабулек лет семидесяти и о чем-то одновременно разговаривали. Делились впечатлениями от затяжной зимы, наверно… Догадка оказалась верной. Подойдя поближе, услышала, как одна из них жаловалась: «Зима в этом году разошлась!», а вторая подхватила: «Гололед -то какой был…»
Я постучала в знакомое окно. Хозяйка жилища выглянула сразу же, на лице мелькнула радостная улыбка. Она махнула рукой в сторону калитки: «Проходи, открываю!»
Значит, точно рада видеть!
Маленькая дверка со скрипом открылась: «Ну, привет! А я думала: зайдешь-не зайдешь снова?
Я ответила: «Конечно, зайду. Как работа над картинами, идёт?»
Она неопределенно ответила: «Да так… Новую начала. В набросках. До гармонии еще далеко. Посмотришь сейчас…»
Я зашла в знакомую комнату. Все те же три картины вертикального формата. Новая работа, которая добавилась недавно, пока была в черно-белых тонах. Кажется, будто в итоге должно выйти изображение комнаты? А в ней что? Я не стала расспрашивать. Вдруг творческие люди не любят делиться подобными задумками. Будет готова, тогда и увижу! Достала кофе, шоколад, предложила: «Ставь чайник…»
Я сидела в кресле и пила крепкий кофе, она – стояла с сигаретой у открытого окна. Мимо прошла пожилая женщина с двумя тяжелыми сумками, неодобрительно покосилась, но промолчала. Я улыбнулась: «Люди искусства не терпят нравоучений, они сами себе и критики, и моралисты.»
Я в очередной раз перевела взгляд на картины, за которыми словно стоит отдельный, возвышенный мир. «И все же, как такое возможно?»
Ответ на мой вопрос нашелся почти сразу, словно по волшебству. Возле окна появился новый пешеход. Это был старичок древнего возраста, ему явно было за восемьдесят. Он не спеша брел по улице с пакетом, из которого торчало какое-то зеленое растение. На дедушке был коричневый длинный плащ, на голове – огромная шляпа: старая и старинная.
Выдыхая дым, моя новая подруга задумчиво произнесла: «Будто дубовик в летнем лесу…»
Дубовик… что-то знакомое: кажется, это гриб? Вспомнила картинки из учебника по биологии: коричневые такие, с толстой шляпкой… Я снова перевела взгляд на ковыляющего по улице старичка: приземистое тело, коричневые одеяния и непомерный головной убор, в пакете - ярко-зеленый комнатный цветок…
Дубовик в летнем лесу! Я перевела взгляд на ее картины и, кажется, поняла… Люди ассоциировались у нее с явлениями природы! Осенний лист, радуга, зимнее дерево: она рисовала их, а думала о конкретных личностях, с их характерами, мировоззрениями, жизненными обстоятельствами. Поэтому такой волшебный эффект от картин! За каждой из них стоит история в чувствах и это незримо отражается на холсте. Потрясающе!
Не выдержала, спросила: «Ты пишешь людей в образах природы?!» Провожая взглядом свой «гриб-дубовик», она кивнула. Я замерла. Конечно, нескромно спрашивать, но сдержаться не смогла. Стало так интересно узнать ответ: «Как бы выглядела на твоей картине я?»
Человек искусства долго не раздумывала: «Ты – солнечные лучи! Яркие, насыщенные, заполняющие собой пустую комнату. Они реализуют свою функцию, могут согреть, но идут как бы отдельными штрихами, без солнца. В тебе не хватает какой-то завершенности, важного фрагмента, что ли…»
Ошеломленная этими словами, я замолчала. Она увидела и почувствовала. Сильно! Продолжать разговор на эту тему расхотелось. Через короткое мгновение настроение внезапно поменялось. Появилось желание поговорить на ее, образном языке:
«На самом деле, главный фрагмент есть. Просто мы редко бываем на одной картине. Не получается…»
В ответ услышала:
«Живопись правдива. Ничего нельзя выдумывать. Нужно отражать все, как есть. Если зрители увидят хоть одну придуманную черту, то сразу же почувствуют в работе фальшь. Ты – солнечные лучи и точка.»
На этот раз точно захотелось помолчать. Посидеть в этой тихой комнатке и посмотреть, как моя новая подруга делает штрихи на свои снежинки; добивается от них совершенного вида. Легкие, вычурные кристаллики изящно кружились вокруг заснеженного дерева. Неординарная художница сидела ко мне спиной, смешивая на палитре какие-то неведомые мне сочетания красок.
Я вновь не сдержалась: «Что ты от них хочешь?! Готова ведь картина!»
На сердце тяжело, а тон – легкий и беззаботный, в голосе – нотки юмора. Не привыкать! Приготовилась послушать небольшую лекцию по живописи, но ответ был ошеломляюще непредсказуем:
«Хочу, чтобы каждая из них обдавала пронизывающим холодом!»
Я что угодно ожидала услышать: о композиции в целом, о завершенности штрихов, но, чтобы такое! Творческое мышление – невероятная загадка, и все же я попыталась вникнуть: «Например, подойдет зритель к твоей картине, начнет рассматривать пейзаж и размышлять – вот от этой снежинки веет холодом, а эта – просто так кружится, без ледяного настроения… Разве живопись – это не общее восприятие картины?»
Она терпеливо мне объяснила: «Детали создают общность. Одна -единственная выпадает и всё – пропала работа: для автора, для зрителя. Всё пустое!»
Действительно, что здесь скажешь, ведь так оно и есть!
Неожиданно автор неординарных пейзажей сменила тему разговора: «А, ну их, эти снежинки. Потом доработаю. Давай о чем-нибудь другом, для создания настроения!»
Разговор повернул в светское русло: мыслями я делиться люблю. Был бы хороший собеседник, который готов выслушать с неподдельным интересом!
Выхожу на улицу и неожиданно встречаю в этом крохотном переулке двух знакомых девиц. Спрашивают: «Ты откуда?»
Объяснять им ничего не хотелось, и я просто махнула рукой в сторону маленького синего домика: «Оттуда…»
Когда отошла на довольно внушительное расстояние, то услышала: «Ходила в гости к этой толстой, ненормальной!» Иногда я жалею о том, что природа дала мне острый слух: «Ну и ну, просто нет слов.» И это при том, что постоянно читаю классиков. Где он сейчас, тот богатый и могучий русский язык?!
Я шла по улице и размышляла о людях, о том, насколько по-разному мы видим мир. Моя новая подруга казалась мне фантастической красоткой: проницательные янтарные глаза с золотистыми искорками задумчиво всматриваются в людей, выискивая в них параллели с природой. Ей нужна была радуга с каплей солнечного луча, чтобы на снежинках отчетливо были видны узоры, и чтобы каждая из них непременно обдавала холодом. Поставила же снежинкам задачку!
Я поймала себя на том, что иду со счастливой улыбкой на лице, на душе как-то потеплело, несмотря на мысли о зимней картине! Спохватилась. Сделала серьезное лицо – для людей. Стало еще веселее. Две ненормальные за один день – явный перебор!
Я стала частой гостьей в этом маленьком синем домике. В крохотных комнатах художницы был какой-то ранее неведомый мне уют. Пару раз я приглашала её на прогулку, но она отказалась от этой затеи – вежливо, спокойно и наотрез. Я поняла ее настроение – это было желание находиться исключительно в своем художественном пространстве. Она словно защищалась своими картинами от остального мира. Видимо, на то были свои причины…
В привычной мне коллекции появилась новая композиция: пустая комната, огромное окно, через которое пробиваются солнечные лучи! Я внимательно в них всматривалась: объемные, ярко-золотые, они словно заполнили собой всю комнату. О параллелях размышлять не хотелось, иначе грусти не избежать. Какой должна быть эта картина в идеале, я тоже не спрашивала. Возможно, потом…
Однажды я забежала к ней в приподнятом настроении и в вечернем платье. Намечалась стилизованная вечеринка с девчонками: запланировали прогулку по ночному городу, с песнями и танцами под звездным небом. Поймала на себе внимательный взгляд творца искусства: «А давай создадим твой портрет!»
Я настолько удивилась, что не особенно выбирала слова: «Ты что!? Человека собралась рисовать?»
Спохватилась – художникам нельзя говорить «рисовать», а то обидятся. Ведь они же пишут…
Моя подруга не обиделась, она даже не обратила внимание на то, как я выразилась. Продолжала задумчиво: «Почему бы и нет? В тебе есть что-то несочетаемое – ретро и современность: манера речи, мысли, внешность. Сделаем туннель за спиной, будешь проводником во времени…»
Эта задумка мне почему-то не понравилась. Я представила картину. В этой комнате она была какая-то холодная и чужая.
Я повернулась и внимательно посмотрела в зеркало: там отражалась девушка в открытом облегающем черном платье до пола. Платье невероятно нравилось, реакция окружающих – раздражала. Скрипя зубами, все равно упрямо выбирала полюбившийся наряд и слушала комплименты в свой адрес.
«Тоже мне, проводник! Могу представить, в какие грезы я проведу, если окажусь в таком виде на картине! Нет уж, лучше буду солнечным лучом!
«Девушкам ведь нравится внимание, почему ты злишься?» - всегда один и тот же вопрос. И ведь не объяснишь, что против тысячи никчемных слов всегда есть один-единственный взгляд. В этих глазах отражается такой восторг, что поднимает на высоту, недосягаемую для остальных! Глаза цвета неба, подарившие мне иное представление о жизни : «Ты лишил меня возможности быть такой, как все. Например, с улыбкой принимать пустые комплименты! Я никогда этому не научусь, хотя бы потому, что не считаю нужным…»
Кажется, я простояла у зеркала вечность. От веселья не осталось и следа: эта борьба с собой бессмысленна, я снова вернулась в исходную точку. Моя подруга задумчиво смотрела на меня. Видимо, почувствовав перемену в настроении, произнесла: «Ты не хочешь, чтобы я написала эту картину, да?!» Конечно, я не хотела. Тем не менее, чтобы не обижать Госпожу «Вдохновение» уклончиво ответила:
«Может, осенью?»
Она легко согласилась: «Пусть будет осень…»
«Смотреть, видеть, чувствовать…»
Этой картине так и не суждено было появиться: ни осенью, ни зимой, никогда. Потому что в нашей жизни есть дорога и опасные повороты. Не каждый вырулит и в итоге лишается права видеть, чувствовать, понимать…
В нашей судьбе есть аварии и травмы, которые не совместимы с жизнью. Они не оставляют нам права рисовать людей в облике природы, курить у открытого окна, высматривая новые живописные сюжеты: «Где ты теперь, в какое природное явление превратилась сама?»
Я медленно шла по давно позабытому старому маршруту. Знакомый переулок я теперь обходила стороной: чтобы не видеть, не вспоминать. Боль в области души не проходила, как такое можно терпеть?!
Кажется, я перестала видеть, куда иду: мешали слезы, всё стало неясным, каким-то размытым. В виски стучит внутренний голос: «Отойди подальше от дороги, твои травмы пока еще совместимы с жизнью!»
Чтобы немного успокоиться, я приземлилась на скамейку. В пустом сквере не было ни души: побуду наедине с сумерками. Опустив глаза, я смотрела на осенние листья: они лежали пышным ковром, словно извиняясь за свою безмятежность.
Что такое оглушительная тишина? Теперь я это понимаю. «Человека, который видел меня в образе солнечных лучей, больше нет…» Словно в ответ на мою мысль внезапно начался ветер: он срывал с веток листву, бросая мне под ноги всё новые и новые трофеи. Это напомнило мне другой эпизод: в нем был уютный переулок, искорки от сигарет и девушка с каштановыми волнистыми волосами. В день нашего знакомства тоже был ветер, а сегодня… нет, это не прощание: «Люди, которые дарили нам тепло души, не умирают. Они помогают нам продолжать свою историю. Красивые воспоминания обладают особенной силой …»
С тех пор я видела бесчисленное количество картин: в книгах и в реальной жизни. Была лично знакома со многими художниками. В каждой работе я безуспешно ищу хотя бы отголоски знакомого почерка. Иногда смотрю на чью-то живопись, а перед глазами стоит багряный лист, который в неспешном полете падает на землю; радуга в буйстве красок и пустая темная комната, в окно которой пробиваются ослепительные лучи солнца. Интересно, кем были эти люди в её жизни?
Самый таинственный сюжет я до сих пор иногда вижу во сне. Удивительно! Этот морозный пейзаж когда-то согрел мое сердце: зимний лес, вокруг мощного дерева в вихре танца кружатся снежинки. Их объединяет общее предназначение - каждая должна «непременно обдавать холодом…»
#малинкакинокниги #авторскиерассказы #жизньидружба #вокружениикартин #живописьидружба #историижизни
#рассказыожизни