Трансполярная магистраль – это грандиозный проект, который предполагал соединение Западной Европы и Восточной Азии через Арктику. Цель проекта заключалась в создании более короткого пути для транспортировки грузов между континентами.
Предложил эту идею сам Сталин, потому что очень любил грандиозные проекты, однако, по этой железной дороге так и не проехал ни один поезд. Почему так получилось и что стало с трассой сегодня, читайте нашу статью.
Трансполярная магистраль: кто ее строил и сколько это стоило
Трансполярная магистраль «Мёртвая дорога» — это железная дорога, которая должна была соединять станции вдоль Северного полярного круга и проходить по маршруту Салехард — Игарка. Ее прокладывали между 1949 и 1953 годами, причем в условиях вечной мерзлоты. Все работы выполняли заключенные ГУЛАГА.
Данное название было впервые использовано уже после смерти Сталина, в 1960 году, при публикации статьи о ней в газете «Известия». Протяженность путей должна была достигать 1482 километра, а на магистрали проектировалось 28 станций.
У проекта было две цели: доставлять природные ископаемые с Крайнего Севера, а также, повысить безопасность арктического побережья.
Одной из особенностей дороги является ее непредсказуемость. Она проходит через тундру, где погода может меняться в течение нескольких минут, и может быть покрыта льдом и снегом в любое время года. Кроме того, дорога проходит через горные участки, где дорожные условия были крайне опасными. Сколько стоило такой строительство доподлинно неизвестно, однако, исследователи называют сумму в 42 млрд рублей.
Почему строительство было заброшено
Несмотря на сложность реализации проекта, дорога строилась быстро, и к началу 1953 года было уже готово 800 км. После смерти генсека, правящая элита приняла решение о консервации. Сегодня большая часть путей не эксплуатируется и считается заброшенными.
Более того, законсервированными осталась не только сама дорога, там до сих пор стоят старые паровозы, есть технические постройки и даже лагерные пункты. В 1980-ые годы стали появляться слухи, будто «Мертвую дорогу» планируют достраивать, а некоторые истории и сталкеры даже организовывали экспедиции к этой заброшенной стройке.
Любопытно, что даже зарубежные социологи пытались проанализировать эту начатую, но не завершенную стройку. Впрочем, версии у них, по большей части были футуристическими.
В основном, об этом строительстве рассказывали заключенные ГУЛАГА, называя стройку «Пятьсот— веселая стройка» по номеру управления.
Об этой истории даже снимали документальные фильмы, использовали ее в написании сценариев к художественным лентам, а в Красноярске до сих пор существует музей, посвященный истории великой стройки, где собрана интересная экспозиция.
Какова судьба «Мертвой дороги» в 2023 году: будут ли ее достраивать
В настоящее время нет никаких планов по достройке Трансполярной магистрали «Мертвая дорога» нет. Это связано с тем, что проект не выгоден с экономической точки зрения. Кроме того, строительство магистрали в условиях изменения климата и экологических проблем может привести к риску для окружающей среды.
Заключение
Трансполярная магистраль – это проект, который вызывал большие надежды и ожидания. Однако, несмотря на быструю постройку части этой дороги, закончить маршрут так и не вышло.
Сегодня же, нет планов на его достройку. Это вызывает вопросы о том, насколько реалистичны грандиозные проекты и какие последствия они могут иметь для экономики и окружающей среды.
А как вы думаете, была бы такая магистраль полезна России сегодня?