Найти тему
Студия Ghibli

Цитаты Хаяо Миядзаки: часть 1

► Наша жизнь — это мерцающий в темноте свет.

► Вдохновение можно найти даже в прогнозе погоды.

► Только увидев и прочувствовав многообразие окружающего нас мира, можно создать поистине сильное, глубокое произведение.

► Наши мечты содержат в себе элемент безумия, и с этим ядом нужно обращаться осторожно. Чрезмерное стремление к чему-либо слишком прекрасному может разрушить нас. Тяга к Красоте может стоить нам слишком дорого.

► Ребёнок – доказательство того, что мир прекрасен.

► Нужно смотреть на мир глазами, не затуманенными ненавистью. Замечать плохое в хорошем и хорошее в плохом. Не отдавать заранее свой выбор какой-то одной стороне, но стараться сохранить баланс, существующий между ними.

► Хотелось бы создать картину, которая объяснит нашим детям, как же хорошо быть живым.

► Делайте все собственными руками, даже когда используете компьютер.

► Я не хочу быть представителем культуры. Я хочу быть просто папашей, работающим на фабрике.

► Мои герои рождаются из постоянного повторения, постоянных размышлений о них. У меня есть какой-то абрис героя в голове, а потом я сам им становлюсь и много, много раз навещаю места, с которыми связана история. Только после этого я начинаю его рисовать и снова — много, много раз перерисовываю. Заканчиваю только к дедлайну.

► Никогда не стану делать фильмы, которые будут говорить детям: «Вам стоит опустить руки и сдаться».

► Цельный мир создается из множества маленьких кусочков. И хаоса.

► Одна из главных тем моих работ — ностальгия. Это одно из самых распространенных чувств. И это одна из тех вещей, которая делает человека человеком.

► Даже в пучине борьбы и ненависти жизнь стоит того, чтобы жить. В ней могут найтись прекрасные встречи и красивые вещи.

► Мне не нравится, что многие люди считают, что ностальгия — это привилегия взрослого человека. Дети чувствуют ностальгию точно так же, если не более остро. На мой взгляд, ностальгия — это самая распространенная человеческая эмоция. Ведь жизнь — это непрерывная череда потерь. И дети чувствуют эти потери так же, как и все остальные.

► Всё, что читаю и вижу, я использую в моей работе.

► Есть ли какая-то разница между человеком в 18 и в 60 лет? Полагаю, в душе мы остаемся такими же.

► Во многих моих фильмах есть сильные героини — отважные, самодостаточные девушки, которые борются за то, во что верят всем сердцем. Им необходим друг или помощник, но точно не спаситель. Я считаю, что каждая женщина способна быть героем в той же степени, что и мужчина.

-2

► Я хочу увидеть, как море поднимается над Токио, а телебашня превращается в остров. Деньги и страсть – всё это исчезнет, и повсюду будут расти дикие зелёные травы.

► В наши дни если на экране показывается зло, то оно наверняка будет уничтожено. На мой взгляд, это отвратительная тенденция. Принцип, утверждающий, что за каждое совершенное злодеяние обязательно будет наказан кто-то конкретный, не действует в нашей жизни и в политике.

► Вместо того, чтобы думать о стимулировании спроса и росте экономики, нужно думать о том, что мы оставим для будущих поколений.

► Если же рисованная анимация — это умирающее ремесло, значит, мы не можем ничего с этим поделать. Цивилизация должна двигаться дальше. Куда подевались все художники, создающие фрески? Где сейчас пейзажисты? Наш мир меняется. И мне очень повезло, что я смог заниматься своей работой на протяжении сорока лет. В нашу эпоху это большая редкость.

► Я уже слишком стар, чтобы садиться за компьютер.

► Я не настолько самонадеянный человек, чтобы верить в то, что, будучи режиссёром, я мог бы изменить этот мир. Своими фильмами я пытаюсь перебороть и собственный страх перед будущим. При этом у меня очень противоречивые чувства: люди часто скверны, но жизнь – прекрасна.

► Когда я думаю о том, как компьютеры полностью заменили собой некоторые аспекты нашей жизни, мне становится грустно. Когда мы делали анимацию огня, некоторые из моих работников признались, что никогда не видели, как горят дрова. Я сказал им: «Так идите и посмотрите!» Раньше в японских банях использовались дрова, а теперь достаточно всего лишь нажать кнопку. Но как можно стать аниматором, не имея такого опыта?

► Кто-то переплывает море на шикарном лайнере, весело и спокойно, а кто-то на плоту, работая веслами. Так лучше плыть на плоту - почувствуешь, что такое плавание на самом деле.

► В «Рыбке Поньо на утесе» я говорил о загрязнении окружающей среды, но бессмысленно просто разглагольствовать об этом. Лучше не сидеть и жаловаться, а подняться и начать убирать мусор. Я, кстати, этим и занимаюсь каждое утро у моего дома на берегу реки. И это время я провожу с удовольствием.

► Не бойтесь, вы справитесь с этой жизнью.

► Лучший способ быть в форме — не смотреть на тех, кто тебя окружает. Я не смотрю чужих фильмов, я вообще не смотрю телевизор, что бы там ни показывали. Я предпочитаю по улицам гулять, по сторонам смотреть.

► Мой отдых не похож на то, что считают отдыхом другие люди. Когда я работаю над тем, что мне нравится, сама работа и становится отдыхом или перерывом.

► Все самые важные вещи в жизни хлопотны. Если из жизни исчезнут хлопоты, ты захочешь, чтобы они появились.

► В прошлом людям не так просто было решиться отнять другую жизнь, даже не человеческую. Но сейчас общество изменилось, и оно строится на иных принципах. По мере роста наших возможностей мы становились все высокомернее и потеряли истинное значение фразы «У меня нет выбора». Самая сущность нашей цивилизации — это стремление разбогатеть несмотря ни на что, забирая жизни других созданий.

► Я очень пессимистичный человек. Но, когда, например, у кого-то из моих сотрудников появляется ребенок, я пожелаю ему самого лучшего будущего. Ведь я не скажу ребенку: «Знаешь, а тебе не стоило появляться на этот свет». Но я все же понимаю, что мир движется в неправильном направлении. И с этими противоречащими мыслями в моей голове я и думаю о том, какие фильмы должен делать.

► После смерти закатами уже не полюбуешься.

► Мы изображаем на экране ненависть, но это нужно, чтобы показать существование более важных вещей. Мы изображаем проклятье, чтобы показать радость освобождения.

► Я верю, что детские души наследуют историческую память предыдущих поколений. Просто по мере взросления и познания мира этой памяти остается все меньше и меньше. И если я сумею сделать фильм, который пробудит ее, то умру счастливым человеком.

-3