Вот именно такое впечатление и осталось у меня от книги: будто мне на 560 страницах пытаются объяснить что-то, что в принципе словами объяснить невозможно.
Петер Хёг, безусловно, умный и талантливый автор. Однако, по моему мнению, в данном случае, роман получился излишне запутанным и многословным.
Главная героиня — Смилла Каавикаак Ясперсен (скандинавские имена своей непроизносимостью всегда вызывают у меня чувство легкого благоговения), женщина гренландско-инуитского и датского происхождения, непонятного возраста и рода занятий, живущая в Копенгагене. Ее нордический характер, интригует, но ее эмоциональная сдержанность зачастую создает ощущение полного отчуждения, что мешает полноценной эмпатии.
История начинается со смерти маленького мальчика, Исайи, упавшего с крыши дома. Смилла, которая была привязана к Исайе (по-своему, по-нордически), убеждена, что его смерть была не случайной и пытается докопаться до истины. Раскрытие этой тайны сопровождается массой подробных сведений из гляциологии, математики и культуры инуитов, что не только замедляет ход повествования, но и делает чтение утомительным.
Гляциоло́гия (от лат. glacies — лёд, греч. λόγος — слово, учение) — наука о природных льдах во всех их разновидностях на поверхности Земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере.
Стиль Хёга насыщен научными, историческими и философскими элементами; его язык часто поэтичен и создает яркий образ арктических пейзажей в контрасте с урбанистическими зарисовками Копенгагена.
У меня в целом складываются довольно не простые отношения со скандинавскими детективами и триллерами: вот и здесь, для меня это, скорее, социальная драма. Такие сложные темы как изоляция, культурная идентичность, колониализм и взаимоотношения между народом инуитов и Данией, безусловно, добавляют истории глубины, но это еще больше усложняет и так непростой сюжет. Что же касается детективной составляющей, то мне она показалась совершенно нереалистичной.
К тому же, конец оставляет многие вопросы без ответов. Это незавершенность стала для меня еще одним разочарованием, я все-таки люблю когда сюжетные линии закрываются, особенно в детективах.