1 июня Челябинский тракторный завод отмечает 90-летний юбилей. В 2023 году он, как и почти столетие назад, играет особую роль в жизни страны, которая и тогда, и сейчас столкнулась с беспрецедентными внешними обстоятельствами. В сегодняшнем стремлении найти опору для их преодоления в подвигах прошлого обращают внимание и на музей ЧТЗ, который уже более полувека работает на углу проспекта Ленина и улицы Артиллерийской.
Однако нынешнее архаичное состояние некогда одного из лучших заводских музеев страны вызывает скорее возмущение, нежели вдохновение. Публично на эту тему недавно высказался челябинский журналист Павел Большаков, который опубликовал письмо, адресованное депутатам Госдумы и президенту Владимиру Путину:
Стыдно, что в области меняются губернаторы, мэры городов, которые или сидят в местах не столь отдаленных, или скрываются от колоний в далеких странах. А музей Победы остается на обочине интересов нашей местной власти. <…> Челябинск как город трудовой доблести достоин такого же мощного музея, как на Поклонной горе в столице, как на Мамаевом кургане в Волгограде. Вклад Танкограда в Победу в Великой Отечественной войне не меньше, чем Москвы и Сталинграда, — пишет Павел Большаков.
На деле же история с обновлением заводского музея ЧТЗ и его переосмыслением длится уже несколько лет. Новый концепт музейного пространства разработало агентство «Элефант». Его дизайнеры спроектировали первый за последние 20 лет новый музей в Челябинске — Центр исторического наследия ЮУЖД, а также ведут проекты в других регионах — так в Самаре работает созданный ими музей компании «Транснефть». Директор агентства Михаил Смирнов рассказал, что цель нового проекта — создать в Челябинске первый полноценный специализированный технический музей: не просто выставку машин, а целый научно-образовательный комплекс:
История создания тракторного завода в Челябинске сама по себе очень увлекательная: сотрудничество с американцами, адаптация технологий, затем война, Танкоград, рекорды Гиннесса… Но такая экспозиция без натурных образцов настоящих тракторов, что называется, «в полный рост», лишена смысла. И мы задались целью не столько создать новый музей самого ЧТЗ, сколько музей трактора как такового — машины, которая изменила ход развития человеческой цивилизации. И закрепить таким образом за Челябинском звание «тракторной столицы.
При создании проекта опирались как на мировую практику — богатый опыт технических музеев в Германии — так и на локальные примеры. Самым ярким стал музейный комплекс УГМК в Верхней Пышме под Екатеринбургом: огромное собрание разнообразной отечественной и иностранной техники, от велосипедов до авиалайнеров.
К сотрудничеству в создании будущего музея ЧТЗ пригласили депутата Заксобрания Александра Мотовилова, известного в Челябинске коллекционера и реставратора техники, в собрании которого свыше 30 различных тракторов. Прошли консультации с музеем УГМК и музеем истории трактора в Чебоксарах — единственным на сегодняшний день российским научно-просветительским центром, посвященным тракторостроению. Идет работа с архивными документами, в том числе и в США, откуда родом и проект Челябинского тракторного завода, разработанный в бюро Альберта Кана, и первые челябинские трактора — адаптированные американские Caterpillar.
Вся история того, как ЧТЗ заказывали американцам и перевозили сюда все, от строительных конструкций до мебели в кабинете директора — все зафиксировано в документах. Но на данный момент разобрана и каталогизирована лишь некоторая их часть. Предстоит исследовать еще тысячи фотографий и документов, посвященных строительству завода. Есть еще материалы закрывшегося НАТИ — и это дает возможность презентовать в Челябинске историю всего советского тракторостроения: Харьков, Сталинград, Ленинград. В Челябинске создавали проекты тракторов для Чебоксарского завода, с которым сейчас ЧТЗ находится в совместном предприятии, — рассказал Михаил Смирнов.
Основу экспозиции нового музея составят порядка 50 тракторов — от первого «Фордзон-Путиловец» 1920-х гг. до флагмана советского тракторостроения — 100-тонного Т-800. Еще 45 машин предполагается оставить в качестве обменного и реставрационного фонда — при музее будут работать специализированные мастерские, которые могут стать учебно-производственной базой для студентов технических факультетов ЮУрГУ. Коллекция серийных тракторов будет дополнена собранием редких документов, наград, многочисленными макетами и масштабными моделями перспективных разработок отечественных тракторных КБ.
Музейный комплекс планировалось разместить на проспекте Ленина — напротив гранд-отеля «Видгоф» и рядом с существующим музеем ЧТЗ и стелой «Тракторозаводский район». Общая выставочная площадь должна была составить 4 тыс. кв. метров, затраты на проектирование здания и экспозиции оценивались в 16 млн руб., а само строительство и благоустройство прилегающей территории — в 316 млн руб. Причем сроки строительства, при наличии детального проекта с экспертным заключением и своевременного финансирования, полагали кратчайшими — от шести до девяти месяцев.
Создавая проект, мы хотели, чтобы здание наследовало архитектуре цехов ЧТЗ, построенных в 1930-е гг., и визуально не конфликтовало с окружающими жилыми домами «сталинской» постройки. Всего мы запланировали четыре здания — главный павильон в два этажа, залы с обеих сторон для временных выставок, с высокими потолками для более крупногабаритной техники, и здание для технического обслуживания экспонатов. При этом комплекс никак не противоречит социальной нагрузке пространства — мы собирались по максимуму сохранить озелененный сквер, реку, которая выходит там на поверхность, — рассказал автор архитектурного проекта Михаил Панфилов.
Но вариант со строительством музейного комплекса на предполагавшемся месте так и не был осуществлен. В прошлом году мэрия Челябинска выставила участок на углу Ленина и Артиллерийской на аукцион по программе КРТ. Право за заключение договора выиграл крупный челябинский застройщик, который уже представил проект высотного ЖК на этом участке.
Варианты адаптации под музей какого-то уже существующего здания — например, конструктивистского кинотеатра «Кировец» — также были отклонены. Дело в том, что техническое обслуживание экспонатов предъявляет особые требования по строительным и санитарным нормам, которые полноценно можно соблюсти лишь в здании специальной постройки, объяснил заместитель гендиректора ПК «ЧТЗ» по взаимодействию с органами власти Сергей Резников:
Хорошее новое место для музейного комплекса, по моему мнению, — набережная реки Миасс. Для этого можно было бы привлечь крупного местного застройщика: город предоставил бы ему на льготных условиях земельный участок под строительство жилья и получение прибыли, а застройщик взамен обязался бы возвести новое, современное здание для музея.
Необходимость поиска партнеров и спонсоров в проект Сергей Резников объяснил тем, что в отличие от УГМК, которой оказалось по силам самостоятельно построить крупный технический музей, российские машиностроители не обладают такими возможностями в силу специфики бизнеса:
Добывающая промышленность, металлургия зависят от биржевых цен на сырье и продукцию: стоимость меди поднялась в два раза — появились ресурсы на большие проекты: музеи, социальные объекты, спортивные арены и т. п. Машиностроение — маломаржинальная отрасль, к тому же находящаяся в условиях жесткой внутренней и внешней конкуренции; подобные крупные проекты предприятию не вытянуть в одиночку. В итоге музей тракторов мы решили сделать историей со множеством интересантов: подключить город, область, меценатов, частных коллекционеров и передать его в управление нашему Историческому музею, — сказал Сергей Резников.
Замгендиректора ЧТЗ отметил, что в этом вопросе принципиально важно заручиться поддержкой губернатора Алексея Текслера и запустить механизм государственно-частного партнерства. По его словам, новый музейный комплекс в значительной степени помог бы формированию позитивного имиджа столицы Южного Урала, поспособствовал бы притоку туристов в Челябинск, служил бы выполнению образовательных и воспитательных задач — словом, решил бы часть тех вопросов, на которые сейчас брошены значительные интеллектуальные и материальные ресурсы государства.
Также, по словам Сергея Резникова, музей мог бы стать не только центром сохранения исторического наследия, но и выставочной площадкой новых образцов техники завода и послужить привлечению новых партнеров, развитию промышленной кооперации — еще одной задачи, которую ставит сейчас власть перед бизнесом.
Удивительно, что Челябинск, где работает большое количество машиностроительных предприятий, центр области, где эта отрасль очень развита — до сих пор не имеет своего технического музея. А технический музей — это стопроцентная, беспроигрышная точка притяжения, якорная достопримечательность города. Посмотрите, сколько людей приезжает в Верхнюю Пышму, в музей УГМК. Ежедневно — десятки тысяч посетителей, там побывали 19 глав государств, шесть раз туда приезжал Владимир Путин, — добавил Михаил Смирнов.
Михаил Смирнов подчеркнул, что в Екатеринбурге местные власти за счет бюджета содержат 34 музея, тогда как в Челябинске — всего два. Также он указал на то, что свердловчане сами достаточно активно перехватывают челябинскую повестку: так, например, концерн «Уралвагонзавод», фактически, приватизировал бренд «Танкоград» и под ним участвует во всевозможных выставках уже более десяти лет:
Михаил Смирнов
«Элефант»
Складывается впечатление, что наши городские и областные власти не вполне понимают, что такое ЧТЗ. И это огромная беда. Между тем следует напомнить, что именно запуск тракторного завода позволил выделить Челябинскую область в 1934 году в самостоятельный регион — без ЧТЗ никакой Челябинской области просто не было бы! До первой пятилетки Златоуст и Троицк были больше Челябинска, а с запуском ЧТЗ и ЧЭМК население города очень резко выросло, с 60 до 250 тыс. человек — именно это послужило экономическим основанием отделить его от Свердловска административно.
Долгое время, с 70-х по 90-е годы Челябинск во многом жил за счет ЧТЗ, спальный район на Северо-Западе был построен для его сотрудников, для того, чтобы возить людей оттуда на завод, было спроектировано метро. В миллионном городе на одном ЧТЗ работали 90 тыс. человек, к этому предприятию так или иначе имел отношение чуть ли не каждый третий челябинец. Это огромная история, которая требует осмысления и сохранения. К серьезным вещам нужен серьезный подход. Но мне говорят: «у нас же есть арена «Трактор» — так давайте там трактора поставим». Пока что вот такой уровень понимания.
Автор концепции подчеркнул, что из-за бюрократии, соблюдения формальностей и проволочек появления подходящего для нового музея ЧТЗ здания в Челябинске с приемлемой структурой и площадями можно ждать годами. Это время губительно скажется на состоянии уникальной коллекции: крупногабаритные машины без систематического квалифицированного ухода разрушаются гораздо быстрее своих легковых собратьев, ресурсов на восстановление тяжелых тракторов нужно несравнимо больше, круг специалистов весьма узок, а рынок запчастей отсутствует вовсе.