Начало XVII века стало временем, когда в положении крестьянства в России произошли серьезные перемены. Закрепощение крестьян становилось все обширнее, повинности и тягости сильно возросли.
Небезинтересны документы о хозяйственной жизни монастырей. Они ярко показывают нам то, что требовал и получал монастырь с крестьян. До нас дошёл прекрасный документ - «наказ» игумена Костромского Ипатьевского монастыря приказчику этого же монастыря, управляющему монастырской вотчиной, «о взимании с крестьян всякого рода повинностей».
«Наказ» требует от приказчика, чтобы «крестьяне его чтили и во всём повиновались и под суд давались и ни в чём не огурялись (что за словцо!, имеется ввиду "не отлынивали от работы") и со всяких судных дел и очных ставок пошлинные деньги платили по нашему указу и по сей наказной памяти».
Наказ этот указывал множество способов обложения крестьян. Когда в деревню приезжал приказчик, то крестьяне платили ему «въезжие» по печёному хлебу со двора (а если нелюб хлеб – «имать за хлеб деньги») . Далее крестьянин платил приказчику «праздничного» - по 3 алтына и 2 деньги с 5 десятин, да хлеба сухого чистого с 5 десятин, ржи да овса.
Приказчик должен был судить крестьян. При этом он взимал пошлину в пользу монастыря. В обязанности приказчика также входило расследование преступлений, взыскание долгов, решение споров между жалобщиками. В каждом таком случай в пользу монастыря взыскивалась определённая сумма.
Каждый хозяйственный или даже узко семейный акт крестьянина сопровождался поборами в пользу монастыря. (налог с продаж животных, сена, мёда etc.)
Каждое событие в жизни крестьянства должно было давать доход монастырю. Если крестьянин переходил из села в село «в пределах той же монастырской вотчины», монастырь брал с него «перехожий боран» - 2 алтына и 1 деньгу (алтын-3 коп, деньга – 0,5 коп)
С жениха брали за разрешение вступить в брак 2 деньги, с невесты – 4 деньги «да свадебные гостинцы, хлеб да 3 деньги».
Приказчик имел право сажать крестьян под арест и в этом случае с крестьянина снималась пошлина – «пожелезное» (т.е. за посажение подсудимого в железа) по 1 деньге в сутки и «хоженое» (т.е за хождение должностного лица по этому делу).
Предусматривались штрафы за неповиновение крестьян. Приказчик должен был следить за нравственностью крестьян (они должны были приходить в церкви в праздники и в воскресные дни, должны были блюсти пост, не сквернословить, жить в мире, в игры не играть.) За нарушение этих правил = штраф 5 рублей с человека – огромная по тем временам сумма. Если крестьянин не мог заплатить, предусматривалось наказание – битьё батогами.
Неудивительно, что с таким подходом Ипатьевский монастырь стал одним из богатейших ко второй половине XVII века.