Найти тему

Больше, чем знания

   Больше, чем знания
Больше, чем знания

Гром победы, раздавайся
«Умники и умницы Югры» – это аналог российского телепроекта «Умницы и умники», который уже более 30 лет выходит на федеральном канале. Впервые олимпиада в нашем регионе прошла в 2022 году для поддержки одаренных детей, которые получили возможность участия в телевизионном проекте на Первом канале.
В Ханты-Мансийске выступления участников оценивал ареопаг – жюри: кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории России Сургутского государственного университета Денис Кирилюк, доктор исторических наук, профессор кафедры социально-гуманитарного образования Сургутского государственного педагогического университета Евгений Гололобов и коммерческий директор студии Юрия Вяземского «Образ ТВ», координатор и эмиссар олимпиадного движения «Умницы и умники» Карина Князева. За интеллектуальным состязанием наблюдали заместитель губернатора Югры Елена Шумакова, директор окружного департамента образования и науки Алексей Дренин.
– Вне зависимости от исхода состязаний, вы все уже победители. Вы большие умники и большие умницы, потому что смогли дойти до финала и накопили багаж знаний, который обязательно вам пригодится. Я никогда не желаю удачи, потому что это нечто эфемерное, можно, расслабившись, сидеть на диване и ждать, что она придет. Нет, сегодняшняя победа – это большой труд и упорство. Поэтому, ребята, дерзайте, трудитесь, работайте, и все будет хорошо! – задала тон шоу Карина Князева. В олимпиаде участвовали теоретики – школьники, не выходящие на игровые дорожки, и агонисты – непосредственные участники.
Им предстояла борьба за победу на трех дорожках по выбору. Зеленая состояла из четырех вопросов, и на ней дважды можно было дать неправильный ответ. Желтая – из трех, но ошибиться можно было не более одного раза. Красная – из двух, и без ошибок.
Школьникам на каждом этапе задавали по вопросу. Правильный ответ давал право перейти на следующий этап, ошибка делала из агонистов теоретиков. Каждый мог обдумать ответ в течение 30 секунд. Если участник не справлялся, то в бой вступал зал.
Первый вопрос был адресован всем участникам. А задала его Елена Шумакова.
– 28 апреля или по современному стилю 9 мая 1791 года в Таврическом дворце Григория Потемкина было исполнено музыкальное произведение, ставшее неофициальным гимном России на последующие 25 лет – до конца 1816 года. Назовите хотя бы одну строку из него, автора слов и событие второй русско-турецкой войны времен царствования Екатерины Второй, в честь которого было создано это произведение, – спросила заместитель губернатора. На раздумье давалось 30 секунд. Правильный ответ дала ученица гимназии №6 из Лангепаса Дарья Фошина. Она рассказала, что неофициальный гимн сочинил Гавриил Державин в 1791 году. Его название – «Гром победы, раздавайся». За неполный ответ Даша получила бронзовую медаль. Ее вручила Софья Новикова – школьница из Ханты-Мансийска, которая стала победителем всероссийской гуманитарной телеолимпиады «Умники и умницы» в эфире Первого канала.



Не школьная программа
Затем участникам нужно было ответить на индивидуальные вопросы. По мнению жюри, лучше всех свою тему раскрыла Дарья Фошина. Ей достался такой исторический эпизод: 25 декабря 1761 года российский престол занял внук Петра Великого – Петр Федорович. Своим манифестом император даровал свободу всему российскому дворянству, но им же и был свергнут. Восшедшая на престол его супруга Екатерина Алексеевна, поддерживаемая дворянством, была против этого манифеста. Дарье нужно было ответить на вопрос: почему императора, даровавшего российскому дворянству свободу, свергли с престола? Как называлась война, в которую Россия вступила при императрице Елизавете Петровне на стороне Австрии и Франции и была завершена при императоре Петре Третьем в результате мирного договора с Пруссией? И каковы были условия мирного договора?
Школьница сказала, что причина свержения Петра Федоровича заключалась в том, что он подписал мир с Пруссией на невыгодных условиях для России, хотя наша армия боролась за территории в Семилетней войне.
– Поэтому движущая сила всех переворотов – гвардия – свергла его. Речь идет о Семилетней войне. По мирному договору, Пруссии возвращались земли, которые Россия завоевала за семь лет с 1756 года, – пояснила Дарья. Еще один полный ответ дал ученик школы №46 из Сургута Павел Салмин. Он разбирал такую ситуацию: в соответствии с жалованной грамотой 1785 года в городах российской империи создавалась шестигласная дума. В ее состав входили: городской глава и глас от шести разрядов населения. Старшекласснику нужно было ответить на вопрос: входили ли дворяне и крестьяне в разряд городских обывателей, и кто входил в шесть разрядов горожан? Школьник ответил, что дворяне и крестьяне не входили в разряды городских обывателей, а к шести разрядам относились торговцы, мещане, закупочные крестьяне, крепостные крестьяне и зажиточные крестьяне и дворяне.
Третьей наиболее точно ответившей на вопрос стала Анна Парамонова – ученица гимназии имени Анатолия Яковлева из Урая. Ей досталось такое историческое событие: идеи конституционализма в XVIII веке вылились в несколько полномасштабных цельных проектов, которые предполагали серьезные изменения в государственной и общественной жизни, а также ставили вопрос о приоритете закона в жизни всех сословий страны. Анне нужно было пояснить, какие инициативы верховной власти в последней четверти XVIII века историки считают прообразом российской конституции.
Анна ответила, что инициативной верховной властью были приняты такие проекты, как жалованная грамота дворянству, так как Екатерина Вторая после восстания Пугачева сменила курс своей внутренней политики. Но также ее правление запомнилось тем, что были улучшены права дворянского населения. Второй проект – жалованная грамота городам.
Именно эти школьники перешли на следующий этап, где ученики продемонстрировали свои знания по теме 240–летия вхождения Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи.
– Большое спасибо за ваши выступления. Конечно, вопросы были непростыми и многие выходили за рамки школьной программы. Нам очень понравилось ваше желание ответить, даже если вы были не уверены – какие-то варианты все-таки предлагали, часто они были близки в тому абсолюту, который мы желали получить. Здорово, что в нашем округе есть такие талантливые ученики, – сказал Денис Кирилюк. В итоге первое место заняла Анна Парамонова, «серебро» досталось Павлу Салмину, а бронзовым призером стала Дарья Фошина. Кроме того, на финал олимпиады в Москву пригласили Ивана Титаренко из сургутской гимназии имени Фармана Салманова, Эвелину Егорову из школы №2 п. Федоровский Сургутского района и Елизавету Посникову из гимназии №2 в Нижневартовске, которые также активно проявили себя во время игры.



Елена Шумакова заместитель губернатора Югры
- «Умники и умницы» – это прежде всего гуманитарный проект. А на мой взгляд, гуманитариев отличают две очень важные вещи. Первое – каждый гуманитарий – это человек, который ведет неустанный труд по саморазвитию, работает над собой. Хочу пожелать вам ни в коем случае не останавливаться на этом пути. Второе – все гуманитарии – это в чем-то пограничники, потому что все, что мы делаем, – это выход за границы предметов, дисциплин и собственных возможностей. Я желаю каждому из вас найти ту самую точку в границах ваших возможностей, за которую вы можете выйти и совершить самый большой, важный, знаковый прорыв в вашей жизни.
Читать в источнике