Сегодня соцсети стали главным инструментом преступников, которые занимаются секс-трафикингом детей.
До появления крупных соцсетей поиск потенциальных жертв и установление контакта с ними были связаны с большими рисками для трафикеров. Но сегодняшняя ситуация стала кардинально иной. Они чаще всего находят детей, устанавливают с ними контакт и в дальнейшем контролируют их с помощью соцсетей.
Так, сбежавшая из приемной семьи 17-летняя девушка оказалась под контролем 32-летнего Уилли Обадиа (Willie Obadiah), который уже имел опыт торговли женщинами. Ранее он познакомился с ней в соцсети, после чего они начали регулярно обмениваться сообщениями. Он узнал, что она несовершеннолетняя, после того как она послала ему свое удостоверение личности, на что он выразил сожаление о том, что у нее нет «фальшивых документов».
Обадиа заманил девочку в гостиницу, где он продал ее трем мужчинам, изнасиловавшим ее. После этого он перевез ее и еще трех проституированных женщин в другой штат. Он разместил онлайн рекламу, на которую откликнулись еще четверо насильников (по данным Института проблемы торговли людьми в США, в 83% случаев секс-трафикинга преступники ищут «покупателей секс-услуг» в интернете). Обадиа также принуждал девочку к сексуальным контактам с ним самим. Пострадавшей удалось сбежать, преступник был арестован и приговорен к 20 годам тюрьмы.
Соцсети как инструмент для торговли людьми
Синди Малотт (Cindy Malott), руководительница отдела соцуслуг в организации Crisis Aid International, подчеркивает, что преступники используют самые разные соцсети, даже приложения для маленьких детей.
В 2018 году исследование ученых из Университета Толедо в США, показало, как торговцы людьми вовлекают уязвимых детей в трафикинг. После первичного контакта начинается постепенный процесс груминга, то есть подготовки детей к сексуальному насилию и эксплуатации. Эта тактика далеко не нова, но соцсети значительно упростили возможности для преступников.
«Соцсети помогают маскировать традиционные тревожные звоночки, которые могут предупредить о том, что этот человек потенциально опасен», — говорит докторка Силия Уильямсон (Celia Williamson), профессорка Университета Толедо.
Торговцы людьми делают комплименты, льстят и выражают понимание и поддержку детям и подросткам, пишут им сообщения, которые заставляют их почувствовать свою важность. Таким образом они быстро добиваются от детей доверия, что было бы невозможно при очном общении.
«[При общении онлайн] дети не осознают, что это совершенно незнакомый человек, — добавляет Синди Малотт. — Им кажется, что это кто-то, кого они хорошо знают».
Пострадавшие от торговли людьми также сообщают, что преступники использовали соцсети как инструмент для контроля над ними путем преследования онлайн, мониторинга аккаунтов, рассылки сообщений с угрозами, распространения слухов и/или материалов с сексуальным насилием над ними. В опросе, проведенном организацией Polaris, 34% пострадавших также рассказали, что траффикеры ограничивали их возможности использования соцсетей, чтобы усилить их изоляцию.
Ответственность соцсетей
Не только преступники используют соцсети. Это также инструмент для правоохранительных органов и организаций, которые борются с торговлей людьми. Например, полицейские и активисты создают аккаунты в соцсетях для выявления пострадавших. Или они притворяются девочками-подростками, чтобы заманить в ловушку торговцев людьми и «покупателей».
Так, организация Bark создала аккаунт несуществующей 11-летней девочки. С помощью современных технологий за девочку себя выдавала взрослая сотрудница компании. Не прошло и минуты, как двое взрослых мужчин начали присылать на аккаунт сообщения сексуализированного характера. За два часа на аккаунт пришло 15 сообщений. За одну неделю 52 взрослых мужчины начали переписку с очень убедительным аккаунтом вымышленной девочки. Эта история позволяет осознать масштаб этой проблемы.
Но что могут сделать сами представители соцсетей, если их используют с такой целью? Некоторые уверены, что очень многое.
Пострадавшие призывают IT-компании к ответственности
Вот уже несколько лет юристка Энни Макадамс (Annie McAdams) ведет битву против технологических компаний. Макадамс считает, что они попустительствуют торговле детьми с целью секс-эксплуатации.
Ранее Макадамс занималась исками пострадавших к гостиницам, в которых их подвергали эксплуатации. Со временем она обратила внимание также на то, что почти все пострадавшие девочки познакомились с траффикерами в соцсетях.
По американскому законодательству соцсети не несут ответственность за контент и действия пользователей, но Макадамс заявляет, что здесь речь о том, что соцсети не защищают пользовательниц.
«Если вы продаете газонокосилку, и у нее отлетело лезвие и отрезало кому-то ногу, вы несете ответственность за устранение неисправности и предупреждение других потребителей, — объясняет Макадамс. — Нет других индустрий, у которых есть подобная роскошь — освобождение от ответственности за последствия, к которым они привели».
У соцсетей, как и у любой технологии, есть и положительные, и отрицательные стороны, о которых последнее время ведутся жаркие споры. Можно с уверенностью сказать только одно — они стали главным полем битвы в области торговли людьми.