Тем, кто слушает радио, хорошо знакома фраза «не является публичной офертой». Разбираемся, что это такое и как можно использовать оферту для защиты своих прав.
Значение
Термин в переводе с английского означает «предлагать». Если конкретнее, то офертой называется предложение купить вещь на определенных условиях.
Понятие оферты законодательно закреплено в Гражданском Кодексе РФ.
Характеристики
- У оферты два типа: частная и публичная. В первом случае в магазине конкретному покупателю предлагается персональная скидка (например, по случаю дня рождения). Публичная оферта предполагает выставление цены на товар в магазине.
- Нельзя поменять условия уже сделанной оферты или отказаться от нее. Это указание в законе помогает гражданам защитить свои права, если продавец отказывается продать вещь по цене на ценнике, ссылаясь на ошибку. Публичная оферта уже выставлена (цифры на ценнике), и вы ее приняли (собираетесь совершить покупку), поэтому продать вам товар обязаны по этой цене.
- Оферта должна содержать существенные условия договора, но какие, закон не уточняет. Этим пользуются продавцы, устанавливая свои условия вплоть до возможности изменения цены. Однако такие ограничения недействительны, если противоречат закону о защите прав потребителей.
Что означает фраза: «Не является публичной офертой»
Дикторы на радио произносят ее в формате скороговорки, чтобы потратить меньше эфирного времени. Это заявление означает, что в рекламном предложении не названы конкретные условия: точная цена товара, размер скидки и пр.
Так компании страхуют себя от обещаний, которые они не готовы сдержать.
Возможные нарушения
По невнимательности сотрудники интернет-магазина могут не убрать на сайте карточку товара с большой скидкой, когда этой вещи уже нет в наличии. Если товар продается в офлайн-магазине, то продавцы могут не заменить ценники. Вам могут предложить купить похожую вещь, но уже дороже. Это грубое нарушение закона о защите прав потребителей, так как оферта была сделана, а вы ее приняли. От своих намерений может отказаться только покупатель. Супермаркеты часто идут навстречу и продают по прежней цене, чего не скажешь о маркетплейсах. Если ситуация для вас принципиальная, смело подавайте в суд. Как правило, решения по таким делам принимаются в пользу покупателей.
Помните, что торговые организации не имеют права вводить покупателей в заблуждение. Поэтому, если вы столкнулись с «технической ошибкой» со стороны торговой точки, ссылайтесь на закон и добивайтесь справедливости.