Найти тему

Деловое предложение: как оферта помогает защищать свои права

Тем, кто слушает радио, хорошо знакома фраза «не является публичной офертой». Разбираемся, что это такое и как можно использовать оферту для защиты своих прав.

Значение

Термин в переводе с английского означает «предлагать». Если конкретнее, то офертой называется предложение купить вещь на определенных условиях.

Понятие оферты законодательно закреплено в Гражданском Кодексе РФ.

Характеристики

  1. У оферты два типа: частная и публичная. В первом случае в магазине конкретному покупателю предлагается персональная скидка (например, по случаю дня рождения). Публичная оферта предполагает выставление цены на товар в магазине.
  2. Нельзя поменять условия уже сделанной оферты или отказаться от нее. Это указание в законе помогает гражданам защитить свои права, если продавец отказывается продать вещь по цене на ценнике, ссылаясь на ошибку. Публичная оферта уже выставлена (цифры на ценнике), и вы ее приняли (собираетесь совершить покупку), поэтому продать вам товар обязаны по этой цене.
  3. Оферта должна содержать существенные условия договора, но какие, закон не уточняет. Этим пользуются продавцы, устанавливая свои условия вплоть до возможности изменения цены. Однако такие ограничения недействительны, если противоречат закону о защите прав потребителей.

Что означает фраза: «Не является публичной офертой»

Дикторы на радио произносят ее в формате скороговорки, чтобы потратить меньше эфирного времени. Это заявление означает, что в рекламном предложении не названы конкретные условия: точная цена товара, размер скидки и пр.

Так компании страхуют себя от обещаний, которые они не готовы сдержать.

Возможные нарушения

По невнимательности сотрудники интернет-магазина могут не убрать на сайте карточку товара с большой скидкой, когда этой вещи уже нет в наличии. Если товар продается в офлайн-магазине, то продавцы могут не заменить ценники. Вам могут предложить купить похожую вещь, но уже дороже. Это грубое нарушение закона о защите прав потребителей, так как оферта была сделана, а вы ее приняли. От своих намерений может отказаться только покупатель. Супермаркеты часто идут навстречу и продают по прежней цене, чего не скажешь о маркетплейсах. Если ситуация для вас принципиальная, смело подавайте в суд. Как правило, решения по таким делам принимаются в пользу покупателей.

Помните, что торговые организации не имеют права вводить покупателей в заблуждение. Поэтому, если вы столкнулись с «технической ошибкой» со стороны торговой точки, ссылайтесь на закон и добивайтесь справедливости.