Найти тему
Хакнем Иудаизм

Письмо Рамбама к Геру: безмерная любовь и уважение

Моше бен Маймон, известный как Рамбам, является одним из величайших талмудических ученых и философов в истории еврейства, один из основных столпов, на которых стоит еврейские закон в последующих поколениях.

Сегодня мы хотим поделиться с вами письмом, которое Рамбам написал прозелиту. В этом особенном сообщении Рамбам акцентирует внимание на значимости уважительного отношения к новоприбывшим в еврейское сообщество и говорит о божественном приказе любить прозелитов. Это письмо дает глубокое понимание заповедей иудаизма касательно Герим, что может быть полезно каждому, кто стремится выполнять законы Б-га.

источник фото: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2164201
источник фото: https://old.bigenc.ru/religious_studies/text/2164201

Знай, что в тридцати шести местах Тора предупредила об запрете обижать прозелита. Знайте, что долг, который наша Тора возложила на нас по отношению к прозелитам, очень велик. Мы обязаны почитать отца и мать, и должны слушаться пророков, и человек будет чтить, и бояться, и слушаться тех, кого он не любит.

Объяснение:
По отношению к родителям и пророкам написана обязанность почитать и слушаться их, но не написана обязанность "любить", как в случае "гера".

А прозелитов нам приказано любить большой любовью, преданной сердцу, как сказано: «возлюбите гера…». Как нам заповедано любить Ашема, «И возлюби Г-спода Б-га твоего». И Г-сподь Сам любит прозелита, как сказано: «Который любит гера, чтобы дать ему пропитание и одеяние». А тот, кто назвал тебя глупцом, — очень странный. Человек, оставивший своего отца, и родину, и царство своего народа, И «все еще Его рука простерта…» (т.е. Б-г по-прежнему, наказывает еврейский народ). А он, глубоко рассуждая, понял своим сердцем, и пришел и прилепился к этой нации, презираемой язычниками и рабов правителей. И познал, что их религия истинна и справедлива, и понял пути Израиля. И осознал, что все религии украдены у их религии. Одни добавляют, другие уменьшают. Одни изменяют, другие врут… И познал все, и стремился к Г-споду, и прошел святой путь, и вошел под крылья Шехины, и покрылся прахом у ног Моше, учителя всех пророков Б-жих. И возжелал его заповеди. И вознесло его сердце стремиться приблизиться к свету жизни, и подняться до уровня ангелов, и радоваться, и наслаждаться радостью праведников. И выбросил из сердца все материальные интересы и глупости этого мира… И такого назвали глупцом?! Не «глупец» то имя, которое нарек тебе Б-г, не доведи Г-сподь. А «мудрец» и «понимающий» и «разумный» «и идущий уверенно» имя, которое нарек тебе Г-сподь Б-г твой. Ты — ученик Авраама, отца нашего, который оставил родителей своих, и отечество свое. И последовал за Г-сподом. И Тот, кто благословил Авраама, твоего учителя, и дал ему награду в этом мире и в будущем мире, Он благословит тебя и даст тебе достойную награду в этом мире и в мире Грядущем. И удостоит тебя видеть все будущие утешения Израиля...
Мойше бен рав Маймон заль.

Автор перевода письма: раввин Ицхак Шнайдер

-2