Найти в Дзене
Записки Шурика

Музыка нашего кино. 1980 год. «Кодовое название “Южный гром”»

В 1980 году режиссёр Николай Гибу на киностудии «Молдова-фильм» снял двухсерийный фильм «Кодовое название “Южный гром”». Вероятно, это был один из первых отечественных фильмов, посвященных работе СМЕРШа во время Великой Отечественной войны. К работе над сценарием привлекались реальные участники событий, фильм консультировали профессиональные контрразведчики. В свое время этот фильм был весьма высоко оценен критиками, но сейчас, по-моему, смотрится довольно затянуто и наивно. Но не буду вдаваться в достоинства и недостатки фильма, желающие могут посмотреть этот фильм в приемлемом качестве на канале «Советские фильмы и спектакли» в YouTube. Остановлюсь на саундтреке, или как это было принято называть в те годы – на звуковой дорожке.

Николай Гибу на съемках фильма «Кодовое название “Южный гром”»
Николай Гибу на съемках фильма «Кодовое название “Южный гром”»

Николай Гибу во время работы над фильмом столкнулся со сложным выбором – пригласить к сотрудничеству Молдавского Композитора № 1 Евгения Догу или набиравшего силу москвича Максима Дунаевского. Режиссёр остановил свой выбор на Дунаевском, посчитав, что Дога композитор лирический, а для этого фильма нужна иная музыка, более суровая. Дунаевский согласился сразу. К тому времени в его творческом багаже уже были весьма успешные фильмы «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Ах, водевиль, водевиль…» (1979) и «Летучий корабль» (1979). Примечательно, что во всех этих фильмах записать музыку Максиму Исааковичу помогали участники руководимого им полтавского ансамбля «Фестиваль». Этот опыт был применен и при создании саудтрека для «Южного грома».

Максим Дунаевский и ансамбль "Фестиваль" в студии Полтавского Радиокомитета. Фотография из архива звукорежиссера Леонида Сорокина.
Максим Дунаевский и ансамбль "Фестиваль" в студии Полтавского Радиокомитета. Фотография из архива звукорежиссера Леонида Сорокина.

Саундтрек и вправду получился суровым, и можно сказать, даже не совсем привычным для фильмов семидесятых годов. В отечественном кинематографе для записи музыки для подобных фильмов обычно приглашался оркестр с традиционным подбором академических инструментов, а тут звуки синтезаторов и гитар, традиционные для рок-группы.

Кроме инструментальных треков Максимом Дунаевским было написано две песни на стихи Наума Олева, но худсовет их «зарубил», посчитав не уместными в фильме про контрразведчиков. От этих песен в фильме остался лишь небольшой эпизод с участием Штефана Петраке, на тот момент солиста ВИА «Контемпоранул». В этом эпизоде слепой гармонист в госпитале исполняет очень красивую песню «Кружат вороны». Жаль, что песня прерывается диалогами актеров и в исполнении Штефана, кажется, существует лишь в таком урезанном виде.

По-моему, у песни имелись все предпосылки стать визитной карточкой фильма. Такой, как в фильме «Щит и меч» была песня «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского , в фильме «Ошибка резидента» - песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» Евгения Аграновича, а в «Семнадцать мгновений весны» - «Мгновения» и «Песня о далёкой Родине» Микаэла Таривердиева и Роберта Рождественского. Увы, не срослось.

В отечественной грамзаписи следов этот фильм, кажется, не оставил, по крайней мере я подобных не обнаружил. Да и не принято было в СССР в семидесятые и восьмидесятые годы выпускать пластинки с записями музыки из кино. Песни из фильмов выпускали охотно, а вот инструментальную музыку гораздо реже.

Тем не менее, песня эта не забыта. Так, в сети есть вариант концертного исполнения этого произведения народным артистом России Борисом Невзоровым.

Сразу после «Южного грома» Максим Дунаевский и ансамбль фестиваль запишут музыку для фильмов «Карнавал» и «Куда он денется!» (1981). Но это другая история.

Смотрите хорошие фильмы, слушайте хорошую музыку и не забывайте подписаться на канал Записки Шурика.

-3