В 1980 году режиссёр Николай Гибу на киностудии «Молдова-фильм» снял двухсерийный фильм «Кодовое название “Южный гром”». Вероятно, это был один из первых отечественных фильмов, посвященных работе СМЕРШа во время Великой Отечественной войны. К работе над сценарием привлекались реальные участники событий, фильм консультировали профессиональные контрразведчики. В свое время этот фильм был весьма высоко оценен критиками, но сейчас, по-моему, смотрится довольно затянуто и наивно. Но не буду вдаваться в достоинства и недостатки фильма, желающие могут посмотреть этот фильм в приемлемом качестве на канале «Советские фильмы и спектакли» в YouTube. Остановлюсь на саундтреке, или как это было принято называть в те годы – на звуковой дорожке.
Николай Гибу во время работы над фильмом столкнулся со сложным выбором – пригласить к сотрудничеству Молдавского Композитора № 1 Евгения Догу или набиравшего силу москвича Максима Дунаевского. Режиссёр остановил свой выбор на Дунаевском, посчитав, что Дога композитор лирический, а для этого фильма нужна иная музыка, более суровая. Дунаевский согласился сразу. К тому времени в его творческом багаже уже были весьма успешные фильмы «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Ах, водевиль, водевиль…» (1979) и «Летучий корабль» (1979). Примечательно, что во всех этих фильмах записать музыку Максиму Исааковичу помогали участники руководимого им полтавского ансамбля «Фестиваль». Этот опыт был применен и при создании саудтрека для «Южного грома».
Саундтрек и вправду получился суровым, и можно сказать, даже не совсем привычным для фильмов семидесятых годов. В отечественном кинематографе для записи музыки для подобных фильмов обычно приглашался оркестр с традиционным подбором академических инструментов, а тут звуки синтезаторов и гитар, традиционные для рок-группы.
Кроме инструментальных треков Максимом Дунаевским было написано две песни на стихи Наума Олева, но худсовет их «зарубил», посчитав не уместными в фильме про контрразведчиков. От этих песен в фильме остался лишь небольшой эпизод с участием Штефана Петраке, на тот момент солиста ВИА «Контемпоранул». В этом эпизоде слепой гармонист в госпитале исполняет очень красивую песню «Кружат вороны». Жаль, что песня прерывается диалогами актеров и в исполнении Штефана, кажется, существует лишь в таком урезанном виде.
По-моему, у песни имелись все предпосылки стать визитной карточкой фильма. Такой, как в фильме «Щит и меч» была песня «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского , в фильме «Ошибка резидента» - песня «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» Евгения Аграновича, а в «Семнадцать мгновений весны» - «Мгновения» и «Песня о далёкой Родине» Микаэла Таривердиева и Роберта Рождественского. Увы, не срослось.
В отечественной грамзаписи следов этот фильм, кажется, не оставил, по крайней мере я подобных не обнаружил. Да и не принято было в СССР в семидесятые и восьмидесятые годы выпускать пластинки с записями музыки из кино. Песни из фильмов выпускали охотно, а вот инструментальную музыку гораздо реже.
Тем не менее, песня эта не забыта. Так, в сети есть вариант концертного исполнения этого произведения народным артистом России Борисом Невзоровым.
Сразу после «Южного грома» Максим Дунаевский и ансамбль фестиваль запишут музыку для фильмов «Карнавал» и «Куда он денется!» (1981). Но это другая история.
Смотрите хорошие фильмы, слушайте хорошую музыку и не забывайте подписаться на канал Записки Шурика.