Вокруг снимка, впервые опубликованного 2 октября 1932 года в воскресном приложении к New York Herald Tribune, до сих пор не утихают споры. Настоящая или постановочная? Рабочие или нанятые артисты? Кто автор фотографии? Долгая история расследований смогла дать ответы лишь частично. Но, обо всем по порядку.
Америка тридцатых, время повсеместного упадка, названное Великой депрессией, тотальное разорение компаний и растущая безработица. Строительство помпезного Рокфеллер-центра с семидесятиэтажным зданием на этом фоне кажется помешательством. Тем не менее, грандиозный проект был начат и завершен, хотя на это потребовалось немало времени и вложений. Гражданам Америки был нужен символ, способный вдохновить страну выбраться из экономической ямы и этим символом был призван стать величественный столп-небоскреб из металла, стекла и бетона, а также бесстрашные люди, его построившие.
Фотография была сделана за семь месяцев до открытия центра. На ней запечатлены одиннадцать рабочих-строителей, сидящих на металлической балке на высоте 69 этажа (около 200 метров над землей) во время обеденного перерыва. Кто-то курит, кто-то читает газету, обменивается новостями. Крайний правый держит в руках стеклянную бутылку. Непринужденные позы, веселые улыбки, как будто под ботинками у них не зияющая бездна, а твердый пол. Именно эта непринужденность и породила первые сомнения.
«Эта фотография - обычная постановка, балка на высоте в пару метров над землей», - сразу же заявили скептики. Руководство Рокфеллер-центра не отрицало рекламного характера съемки, но категорически опровергало наличие декораций. Фотография действительно снималась на головокружительной высоте. Этот факт подтвердили и сами строители, и фотографы, приглашенные на эту поистине экстремальную фотосессию. В обеденный перерыв рабочим на стройке было предложено ненадолго стать моделями, что они с удовольствием и сделали, удачно позируя на балке ради искусства. Поэтому, на первые вопросы можно дать утвердительный ответ. Да, фотография настоящая, с подлинными строителями центра, на 200-метровой высоте. И – да, конечно, в таких условиях рабочие обычно не обедали, в перерыв спускались вниз, поэтому фото действительно постановочное.
А вот имя автора фотографии так и осталось неизвестным. Из-за того, что на съемку были приглашены несколько фотографов и было снято некоторые количество дублей с разных ракурсов, имя «победителя», то есть автора лучшей фотографии скрылось за кадром. Уже в нашем веке, послед долгих экспертиз, авторство приписывалось сначала Льюису Хайну, затем Чарльзу Клайду Эббетсу, но в настоящий момент автор вновь числится неизвестным.
«Обед на небоскребе» занял почетное место не только в истории фотографии, но и в жизни простых американцев. О нем часто вспоминают и публикуют в День труда, который отмечается в первые выходные сентября. С сентябрем связано и продолжение истории этой фотографии.
Однажды скульптор Серхио Фурнари, одним из направлений деятельности которого является воссоздание сюжетов знаменитых фотографий, сделал миниатюру «Обеда на небоскребе», но через какое-то время посчитал, что это фото заслуживает большего. Работы над созданием скульптурной группы в натуральную величину начались в 2000-м и были завершены через год, а точнее… через несколько дней после событий 11 сентября 2001 года. Автор назвал свою композицию «Lunchtime on a Skyscraper — A Tribute to America’s Heroes» («Обеденный перерыв на небоскребе — дань уважения героям Америки») и воспроизведенная в камне фотография снова стала для американцев символом бесстрашия и преодоления. В течение нескольких недель, пока в Нью-Йорке шли разборы завалов, скульптуру поместили на платформу, привезли и поставили невдалеке от разрушенных башен-близнецов, в знак поддержки спасателей, рабочих, пожарных и простых горожан. Композиция стала настоящим мобильным музеем, перемещалась на грузовике, пока не была установлена перед зданием Союза рабочих металлургической промышленности в 2015 году в Вашингтоне.
И еще одна загадка, связанная уже непосредственно со скульптурой (и отдаленно с фотографией). В январе 2007 года была украдена фигура крайнего правого рабочего, того самого, с бутылкой. Нашли ее только спустя полгода, случайно, на заднем дворе одной из церквей.
А фотография «Обед на небоскребе» продолжает жить своей жизнью. В интернете можно увидеть множество вариантов ее воссоздания, а также пародий и мемов. Как настоящий шедевр, оригинал давно пережил своих создателей.
Ждем ваших лайков и комментариев! Спасибо за внимание, друзья!