На самом деле я не хочу сравнивать Песнь сорокопута, Фрэнсис Кель с Благословением небожителей, но хочу сказать, что эта история произвела на меня сильное впечатление, какое в свое время произвели книги Мосян Тунсю.
В этом посте я буду писать о двух книгах Песнь сорокопута и Песнь сорокопута Ренессанс, вышедших на данный момент в этом цикле, а это именно цикл. Я буду избегать спойлеров, чтобы не портить вам удовольствие от прочтения.
Песнь сорокопута я купила почти случайно, книга давно болталась в моем вишлисте. Я почти ничего не знала о книге. Аннотация тоже довольно абстрактна, по ней ничего не понятно. Можно сказать у меня просто потянулась к этой книге рука, и, ох, как не зря.
Книга в результате оказалась такой, какой я не ожидала, что она будет. При этом, если бы я изначально знала, о чем пойдет речь, то возможно и не купила бы ее.
Начнем с того, что жанр фэнтези тут довольно условный. Тут нет эльфов, тут не сражаются на мечах, но тут есть некий магический элемент. Причем, в этих книгах многим другим вещам уделено больше внимания, чем этой магии. Да и пользуются они ей нечасто, хотя она является важной составляющей сюжета.
А больше всего меня удивило то, что действие происходит в современном мире – в некой его альтернативной версии, где есть вымышленная страна. Тут есть чаты, телефоны, машины, пистолеты, игровые приставки и другие атрибуты современного мира. Также тут упоминаются события реальной истории.
При этом есть некий отличающийся элемент, связанный с взаимоотношениями персонажей. Отношения эти скорее напоминают старое время или даже старое время в китайском фэнтези. Где отец – глава семейства, которому все подчиняются, и даже сыновья обращаются на «Вы» и приводят себя в порядок, прежде чем появиться перед отцом.
Взаимоотношения между подростками хоть и более вольные, но все же далеко не такие, как в современном мире. Они гораздо более сдержанные, интеллигентные и подверженные влиянию этикета.
Это сочетание современного и традиционного создает очень необычную смесь.
В этом мире есть сильное разделение на классы – чистокровных, полукровок и низших. И это основная тема книги. Классовое неравенство, борьба за власть и интриги. О! Какие же тут интриги! А интриги – это одна из тех вещей, которые я обожаю в книгах. А тут просто пир какой-то!
И какой же там интересный персонаж – Скэриэл. Хотя там многие персонажи интересны.
Еще одной неожиданной вещью для меня в этих книгах стало то, что главные герои в них подростки, которые учатся в школе. Думаю, это то, что могло бы оттолкнуть меня, если бы я об этом знала до прочтения. Подростки со школой в современном мире – для меня звучит сомнительно.
Но, повторюсь, тут подростки ведут себя не как в современном мире, это скорее напоминает высший свет в 19 веке, с чуть большей вольностью.
Школе тут тоже уделено не слишком много внимания, что порадует тех, кто давно оставил школу позади. И я сомневаюсь, что современная молодежь (да, звучу как бабуля) оценила бы эту книгу.
Следующий сюрприз был для меня в том, что это книги русского автора (я имею ввиду язык написания – русский). Тут вообще забавно вышло.
Начала я читать первую книгу и почти сразу думаю – у автора хороший язык, мне нравится. Думаю: ух ты! Западные авторы так обычно не пишут.
А потом все чаще в тексте мне попадаются русские произведения и упоминания событий русской истории. И тут я начинаю понимать. Но главное, что вначале я не знала, что книга написана на русском языке, но почувствовала, что она отличается от переведенных. Это сложно объяснить, но западные авторы действительно так не пишут. А тут все преимущества нашего родного языка. И язык повествования это один из больших плюсов Песни сорокопута.
В тексте много упоминаний и отсылок к различным произведениям, историческим личностям и событиям. Не только русским, конечно.
Вообще в обществе, описанном в Песне сорокопута, ценятся интеллектуальные разговоры. Более того, образованность, знание истории, литературы и искусства являются основополагающими навыками в обществе Чистокровных. В книгах как бы подсвечивается важность образования и культуры. И эта возвышенная атмосфера интеллектуальности очень привлекательна.
Мне все это казалось близким, так как я тоже раньше фанатела от Александра Македонского и учила любимые стихи. Захотелось снова почитать что-то об Александре Македонском, так как уже не помню ничего. Если вы знаете хорошие книги о нем – напишите, пожалуйста.
По этой причине, мне кажется, что современным молодым людям данные книги не очень понравятся, почему-то мне кажется, что таким сейчас молодежь (конец школы – начало института) не интересуется. Но, может, я ошибаюсь.
Повествование у книг довольно неспешное, много описаний повседневности, в которую вплетены эти интеллектуально-философские составляющие. Особенно это касается первой книги. Все это идет на создание атмосферы, на погружение читателя в мир и на раскрытие персонажей.
Книги строятся так, что лицо, от которого ведется повествование иногда меняется. И это дает нам два разных взгляда на происходящее. У этих персонажей разный социальный статус, разный взгляд на мир, что и отражается в повествовании от их лица.
В Песне сорокопута много интересных персонажей, не только главные герои. Персонажи прописаны, со своими характерами, историями, убеждениями. Мы узнаем их постепенно и, как и настоящие люди, они оказываются сложны и неоднозначны. Опять же, тут идет сильное погружение в историю, мы постепенно наблюдаем как развивается сюжет, герои и их взаимоотношения. Герои становятся нам близки.
Тут будут BL отношения.
Главный герой мне напомнил главного героя Ледяного леса. Он обладатель нежной, чувствительной натуры. Он несколько замкнут, видимо, поэтому не очень хорошо чувствует людей. Вначале меня бомбило от его взаимоотношений с отцом и, особенно, со старшим братом. «Ну нельзя же быть таким бесхарактерным и так плохо разбираться в отношениях людей» - думала я. Хотя в целом герой мне симпатичен. Его характер и мировоззрение будут развиваться и меняться по ходу повествования. Местами за него страшно, он как цветочек под кровавым дождем.
Помимо возвышенной, интеллектуальной, красивой стороны у этого мира есть и темная сторона – реалистичная, жестокая – с интригами, борьбой за власть и сильно выраженным классовым неравенством. И все это так органично и увлекательно переплетено. Очень будоражаще!
Действительно интересно, что будет с героями, как все это будет дальше развиваться. Это помимо наслаждения аристократической, интеллектуальной атмосферой.
Мне очень интересен персонаж – Скэриэл. Но персонажей сложно обсуждать не затрагивая сюжет. А здесь я не буду портить удовольствие тем, кто еще не читал. Может, потом обсудим это отдельно.
Также мне интересен Гедеон. Мне кажется Готье несправедлив к нему. И этот персонаж преподнесет нам, и особенно ему, много сюрпризов (так как Готье, думаю, заблуждается на его счет больше, чем читатель).
В Песне сорокопута столько всего, что я могу еще долго рассуждать о ней, но все же закончу на сегодня. Напишите, если хотите узнать более подробно мои впечатления от сюжета и персонажей – тогда я напишу отдельный пост для тех, кто уже читал эти две книги. И мы сравним наши впечатления.
Книги Песнь сорокопута и Песнь сорокопута Ренессанс, Фрэнсис Кель.
Мой телеграм, где всегда самые свежие события моей жизни и впечатления от книг: https://t.me/irenart
А еще, для тех, кто хочет разбираться в искусстве или просто им интересуется у меня есть блог об искусстве: https://dzen.ru/id/61e5b7a806096a02bf207be0 - заходите, будем вместе приобщаться к интеллектуальной и возвышенной атмосфере.