Да твою ж медь! Настоящий православный Сталин! Да ещё и волшебный! Почему из каждой новой кинокартины так и лезет либо геббельсовская методичка, либо антисоветская клюква. Развесистая настолько, что с ушей не сгрести. Да всё под видом «настоящей исторической правды». Или истерической, уж не знаю какой больше!
И опять на государевы денежки. Фонд кино совсем недавно выдал неслабые инвестиции на картину о православном Сталине. Показали кино в начале 2022 года, ровно за месяц до сами знаете чего. Нет, не в девяностые, это наша живая история, это прямо сейчас рядом с нами такое снимают!
Картинка-то сугубо патриотическая. Восемьдесят лет битвы за Москву, как-никак. По крайней мере, так себя пяткой в грудь били продюсеры когда просили государевы денежки на производство.
Называется «Мария. Спасти Москву». Режиссёр – Вера Сторожева, дипломантка ТЭФИ и полной охапки международных фестивалей.
Я бы понял, если бы такое сняла вчерашняя выпускница ускоренных курсов антисоветской пропаганды. Простите, ведущего кинематографического института
Но девушка, извините, пятьдесят восьмого года рождения. При советской власти выросла. Да и пора бы уже навести порядок в историческом образовании. Не поверю, что в школе по истории колы двойками погоняли. Уж про битву за столицу рассказать должны были как следует!
Тем не менее, имеем, что имеем. Лютейшая клюква и антисоветчина. Вопрос даже не в православном наполнении.
К православию мы со всем уважением. Человек я не сильно верующий, в любом случае, это наша культурная традиция. Человеку приличному неплохо хотя бы в основах разбираться.
Беда в том, что эта, якобы, церковная агитка про волшебную икону и злодейских большевиков саму же церковь должна оскорблять гораздо сильнее. Зачем Вы людей по-настоящему верующих этой дрянной кинокартиной по щекам хлещете-то? Да ещё и святые символы запачкали откровенной глупостью. Не совестно?
Я уж молчу, что церковь она в истории сильно разная. К примеру, Ватикан вполне радостно заключал с Гитлером конкордаты. Это договоры гораздо страшнее фальшивых секретных протоколов к пакту Молотова-Риббентропа.
Да и на пряжках каждого рядового фашиста красовалась незатейливая надпись. «Готт мит унс» - Бог с нами. Не помогло. Закончилось почему-то развалинами рейхстага.
Да и русской церкви не сильно уместно ордена себе за победу над фашизмом вешать. Непростая была история, если от пропаганды отрешиться.
Просто напомню, что на захваченных фашистами территориях священники массово гитлеровцев поддержали. Более того, местами даже приветствовали.
Потому как первым делом в захваченной деревне фашисты закрывали школу. И открывали церковь, часто приспособленную большевиками под какое-нибудь овощехранилище.
Были среди священников настоящие патриоты? Да сколько угодно! Напомню, что на танковую колонну «Дмитрий Донской» последние рубли сдавали как раз люди верующие.
Но отношение людей церковных к большевикам было вполне однозначным. Что вполне понятно после того как красные банально сняли церковь с государственного финансирования. Так что объявлять церковь главными борцами с фашизмом, скажем мягко, не совсем по учебнику.
Давайте, что ли, к чудесному кино перейдём. Кино откровенно плохое, даже не по содержанию, просто с ремеслом не справились. Самые чудовищно скучные два часа даже на фоне самых унылых фильмов последних лет. Досматривал, натурально, привязав себя к мачте, как Одиссей!
В основе картины три, безусловно, исторических источника. Примерно как у Солженицына, документы эпохи и всё такое. Все три, разумеется, никакого подтверждения в исторической науке не имеют.
Первая басня сообщает, что некий священник, даже имя называют, месяц молился на волшебном камне. После чего ему было откровение и он написал письмо Сталину.
Мол, надо разрешить службы, открыть церкви, назначить Патриарха и всё завертится. Погоним тогда фашиста с родной земли.
Что ж, письма с требованиями открыть церкви Сталину и правда писали. Правда, было это на пару лет позже. И звали того монаха Франклином Рузвельтом.
Дипломатическая переписка вполне доступна. Большая свобода церкви и закрытие Коминтерна фигурируют почти как ультиматум. Американцы прямо писали, что слишком хорошо у Вас принялся социализм. Надо бы разбавить, а то не видать Вам Второго фронта как ушей Черчилля!
Самое смешное, в сорок третьем Сталин и правда, плюнул. И определённые послабления церкви дал. Даже Патриарха разрешил избрать. Чем, несомненно, спас пару миллионов наших солдат и приблизил Победу. Не мистическим волшебным образом, а вполне реальными дивизиями союзничков.
Вторая история про тайный визит Сталина к Матроне Московской. Не сильно разбираюсь в вопросе, как я понял, это очередная слепая бабушка Ванга. Возможно даже, почитаемая верующими как святая или около того.
Увы, я техническим образованием испорчен, потому в чудодейственных старцев не верю. Но и отрицать не возьмусь. Со всем уважением, верьте, пожалуйста, на здоровье.
Матрона обратно же напророчила Сталину непременную победу. И насоветовала всякого церковного. Потому как без небесного благоволения танки и пушки стрелять мимо будут.
Разумеется, никаких подтверждений такого визита вождя, что нам показали в кино, в исторических документах нет. А ведь вокруг святой бабушки постоянно находилась куча народа. Да и Сталин не в одиночку же за благословением ездил. Но ни одних вменяемых воспоминаний о таком визите отчего-то не сохранилось.
Ну и третий источник, третья составная часть… Простите, зарапортовался. Третья байка, из которой, собственно, и выросла наша чудесная кинокартина. Про неё сегодня кто только не слышал.
Когда фашисты рвались к Москве, Сталин поручил немедленно облететь город с чудодейственной иконой. А заодно полить снежок с высоты особо святой водицей.
Сработало на отлично, как сообщают нам в преданиях, ни один сапог фашиста не смог переступить освящённые границы. Жаль раньше не догадались, двадцать первого июня пролетели бы над линией Молотова и порядок. Но чего уж теперь.
Сюжет картины даже пересказывать лениво. Нет там почти никакого сюжета, тем более, чтобы эту жвачку два часа от щеки к щеке перегонять.
Судите сами, нам показывают сильную независимую женщину. Практически, Джеймса Бонда в юбке. С необычным именем Маша Петрова.
Это примерно как Ваня Сидоров или Петя Иванов. Чтобы сразу было видно – исконное! Ну и Маша не случайно: Святая Дева Мария, Матрона, чекистка Мария. Художественный замысел же!
Девушка настолько независимая, что жуть берёт. Показана в лучших традициях демократического кино про особистов. Только что водку стаканами не глушит, в остальном откровенная хамка и человек крайне неприятный.
Она же здесь власть, надо понимать! Кровавые чекисты-атеисты они такие. Плевать, что девушка в гордом звании младшего лейтенанта.
Понимаю, что ведомство другое, но по армейским заветам честь им отдают только в темноте. Случайно спутав младшего лейтенанта с офицером. Армейский юмор, извините.
Впрочем, это ничего. У девушки же дуга характера. Нет, она не станет ни добрее, ни воспитаннее к концу картины. Зато комсомолка и сотрудница органов люто уверует. Что ж, не самый плохой исход.
Чуть ли не лично Сталин после визита к святой Матроне поручает совершить чудодейственный облёт столицы. Дело в конце декабря, собственно, битва за Москву выиграна, враг остановлен. Но зачем-то нужно дополнительно укрепить оборону.
Абы какая икона для такого не подойдёт. Хотя, в Москве старинных и особо почитаемых икон тысячи. Не говоря уже о всей России. Но тогда бы кино не было.
Чтобы волшебство сработало нужна вполне конкретная икона. Именно эта и она, так уж совпало, находится на оккупированной фашистами территории. В некоем вполне выдуманном городке. Потому как притянуть в историю реальный хотя бы Тихвин, режиссёрка не догадалась.
Уровень гениального сценария – даже не школьное сочинение «Как я провёл это лето». Самый примитивный приключенческий квест из компьютерной игрушки. Иди в лес, убей двадцать гоблинов и принеси волшебную флейту. Детский сад же!
Разумеется, по Москве долго ищут героя, который справился бы с поручением самого Сталина. Кто-то сомневается, что лучше всех для этой роли подходит хамящая сотрудница наркомата внутренних дел?
Кстати, для меня абсолютная загадка как эта девушка могла оказаться в чекистах! Нам сообщают, что отец её был не только негодяем, но и антисоветчиком. Потому как у него поднялась рука дочку избить когда та посмела напялить комсомольский значок.
Впрочем, в картине избивающего дочку дяденьку не осуждают. Он был хороший… по двум причинам. Во-первых, он был священником.
Во-вторых, врагом народа. Осуждён и невинно расстрелян в годину репрессий. Кстати, мать девушки тоже расстреляли, но уже в предвоенный год.
За что поставили к стенке вдовую попадью? В сороковом году? Решительно, понять логику авторов мне не дано.
Впрочем, понятно за что. Вернее, зачем. Чтобы показать людоедский характер советской власти.
Хотя, какое уж тут людоедство. Режиссёрка (тьфу, что за идиотское слово привязалось, режиссёр) не понимает, что несёт. У нее дочка расстрелянного врага народа, да ещё и поповская дочка в НКВД служит! Да ещё и самое главное задание Сталина выполняет. Москву спасает!
Дальше крайне уныло, но смешно. Боевая группа едет в тыл к немцам через линию фронта… на машинах. Это круче, чем любимый с детства «Подвиг разведчика». Выйти из гестапо, поймать такси и в Москву.
Разумеется, ни рацией, ни сухпайками, ни связью с партизанами никто не озаботился. Причём, партизан там полно!
Сказали только, что на месте, в тылу, есть наш человек. Кадровый чекист. Но мы Вам не скажем кто он. Разберётесь на месте.
Впрочем, машинки напоролись на мины, забуксовали и вообще. Пришлось диверсантам прогуляться пешком. Недалеко, дочапали на своих двоих.
Попутно пристукнули зачем-то мужика, рубившего дрова. Этот мужик всю группу потом и погубит. Собственно, окажется убиенный связным партизан. Только мстить за него будут почему-то фашисты. Не вникайте.
В городке Маша не придумала ничего лучше, как попереться в церковь всей компанией. Толпа здоровых мужиков фашистские патрули не смутила. Хорошо хоть не с петлицами ЧК ребята пошли.
Дальше Маша хватает волшебную икону, заодно берут в заложники местного попа Владимира. Зачем – понять затруднительно. Это для сюжета, ничего мы не понимаем. Чеховское ружьё в рясе.
Дальше побегушки по лесу от фашистов. В перестрелках гибнут боевые товарищи. Но попа и Машу пули огибают стороной. Чудодейная икона, видимо, хранит.
Характерно, что гонятся за нашими диверсантами за убийство того мужика с дровами! Уже и листовки фашисты подсуетились напечатать!
Ровно за эту листовку Машу пытается пристрелить друг отца Владимира, у которого они прятались. Ровно за эти листовки к стенке попытались чекистов поставить партизаны.
Кстати, дружок Маши из Москвы, который приглядывает за партизанами от ЧК, девушку настойчиво не узнал. Ушли от расстрела своими же партизанами чудом.
Дальше неконтролируемое извержение вполне индийского кино. Оказывается, что поп Владимир на самом деле тот самый кадровый чекист, который должен был помогать Маше. Только он искренне уверовал.
А заодно друг расстрелянного отца Маши. Что подтверждает такое же родимое пятно на затылке, как и у Маши… Простите, это индийское кино так на меня влияет.
Впрочем, задержался в картине поп ненадолго. Из последних сил застреливают и его. А Маша с чудотворной иконой в руках уходит по свежему снегу в закат. Чтобы облететь столицу, спасти от врагов и усыновить ребенка по имени Владимир. Занавес.
Обратите внимание, как грамотно работает режиссёр с именами. Мария – уже объяснили почему. Владимир – надо ли объяснять? На князя-крестителя намекают же! Да и не только на него.
Повторюсь, никаких, ровно никаких подтверждений чудесного облёта иконой нет. Придумали это в конце восьмидесятых. Причём, вполне в бульварной прессе.
Единственное свидетельство, якобы, рассказ какого-то отставного военного дедушки из дома престарелых в США. Будто бы, в семь лет в конном манеже он слышал как маршал Голованов рассказывал об этом Василию Сталину.
Звали дедушку, внезапно, Владимиром Кимдюком. Уж не тот ли самый усыновлённый чекисткой в кино? Увы, в базах Минобороны красноармеец с таким именем не числится. Враньё это всё в духе газетки «Совершенно секретно» Юлиана Семёнова.
Что характерно, картина в прокате провалилась не то, что с треском. Гораздо хуже. На картину проели сто восемьдесят миллионов денежек. Из них возвратных государству было всего пять миллионов.
Но и тех не набрали. Если верить прессе, картина в прокате собрала чуть меньше четырёх! Это успех, я считаю. Фонду кино ещё и судиться пришлось с продюсерами за денежки.
Пёс с ним, что картина дрянь как художественно произведение. Неужели не понимают, что она о настоящий подвиг нашего народа вытирает грязные сапоги?
Битва за Москву – подвиг нешуточный. Самая сильная армия мира пришла нас уничтожить. Чудовищным напряжением последних сил удалось удержать врага.
Это «Волоколамское шоссе» Бека и подвиги Героя Союза Бауржана Момышулы. Это двадцать восемь Панфиловцев. Да-да, я в курсе, что у главы Госархива Мироненко ничего такого не было, а Добробабин, якобы, вообще полицай. Не надо рассказывать!
Это те самые подольские курсанты. Когда два училища: пехотное и артиллерийское пошли телами останавливать многократно превосходящего врага. Чуть ли не с учебными орудиями. Почти все там и полегли. Вот бы им волшебную икону в окопы?
Попалась мне как-то в «Смене» шестидесятых статья какого-то Стрельбицкого. Обалдел когда понял, что тот самый командир артиллерийского училища. Который почти две недели с курсантами держал в одиночку врага.
Ну помните, «Смена», молодёжный журнал. Уровень статей вполне на уровне комсомольских строек. И вдруг:
«Фашисты по своей крови пусть подползут».
Суровый был дяденька товарищ Стрельбицкий. Так он пишет, что почти все в его отряде были комсомольцами.
Знаете почему почти? Потому что остальные – были коммунистами. Какие к шутам чудодейные иконы?!
Двадцать семь миллионов жизни отдали, чтобы мы жили под мирным небом. И такое вот подленькое антисоветское кино смотрели. В землю легли, чтобы прогнать врага, понимаете, режиссёр Сторожева?
Вы же в их подвиг православной сказочкой высморкались. Выслужиться хотелось в рамках модной повесточки? Получилось не очень. Хотя, сто восемьдесят миллионов – денежки неплохие. За минусом пяти, что вернуть пришлось государству.
Оказывается, не нужны были все эти жертвы. Не нужны четыре тяжелейших года сражений. Не нужен круглосуточный труд в тылу. Надо-то было с волшебной доской фронт облететь и вот она, Победа. Можно ордена вешать прямо на рясы!
Повторюсь, не сильно верующий, но к церкви с уважением. Как и к верующим людям. У каждого свои святыни, не посягаю.
Зачем же Вы на наши посягаете? На подвиг всего народа? На красное знамя, которое гордо взвилось над Берлином? Тоже святыня, ничуть не меньше старой иконы. Неплохо бы уважать.