Безусловно, для большинства из нас диснеевский мультфильм 1989 года "Русалочка" - это приятное воспоминание из детства, где все было спокойно и светло. Но скажу больше: для студии "Дисней" это настоящий символ возрождения, ведь именно выпуск этого полнометражного мультфильма знаменовал собой начало "золотой эры", того самого выдающегося десятилетия небольшим (с 1989 по 2000 года), когда диснеевские мультики били всевозможные кассовые сборы и являлись гарантией наивысшего качества. Казалось, что студия Диснея после ряда провалов 70-80-х годов откажется от развития полнометражной анимации, однако, успех достаточно экспериментальной для тех лет "Русалочки" дал тот долгожданный рывок, благодаря которому произошел тот самый камбек Диснея на вершину голливудского Олимпа. Возможно, именно поэтому ручки жаднючих до денег продюсеров, придумавших снимать полнометражные художественные версии своих наиболее успешных анимационных фильмов, до римейка "Русалочки" дошли далеко не сразу. Наконец, в широкий прокат вышел тот самый давно анонсированный римейк, который уже обрел скандальную популярность после первого трейлера. Но обо всем по порядку, проведем подробный разбор новой картины.
На уровне кастинга римейк "Русалочки" уже обрел скандальную популярность: идею сделать главную героиню афроамериканского происхождения приняли, мягко говоря, далеко не все. Первый трейлер вообще оказался полным провалом: зрители категорически отказались принимать новую трактовку образа и утвержденную на главную роль дебютантку Холли Бейли. За это трейлер получил 2,2 миллиона дизлайков, причем, величина лайков была на порядок меньше. Конечно, боссы Диснея сделали вид, что ничего не произошло, но то, насколько агрессивно начали вкидывать деньги на рекламу, показывает степень отчаяния, которая их охватила при мысли о том, что картина стоимостью 250 миллионов долларов может затонуть в прокате. Дело дошло даже до рекламы на церемонии "Оскар", что обошлось студии в 10 миллионов долларов, однако, показ 2-го трейлера не вызвал особого увеличения положительных чувств у зрителей. Наконец, фильм вышел в прокат. Многие задавались вопросом: будет ли это та же самая сказка, пусть с небольшими корректировками, или же получится иная работа, где от сказки будет взята лишь основная идея.
Как бы парадоксально не звучало, но получился именно второй вариант, который тщательно пытался мимикрировать под оригинал, однако, ставка не сыграла. Получилась неумелая попытка отыграть пресловутую "повесточку" на знакомом каждому зрителю материале.
Номинально история мало чем отличается от сказки: юная Ариэль, прекрасная русалочка, дочь царя морских глубин Тритона, мечтает увидеть мир людей. Случайно спасает принца, влюбляется и идет на страшную сделку с морской ведьмой, чтобы... быть рядом с любимым человеком - так вы скажете. А вот и нет. Чтобы заниматься в мире людей своими делами, пусть номинально и следуя канве оригинального сюжета.
Первое, что сразу бросается в глаза: нам с самых титров говорят, что это будет очень политкорректное кино. Хотя роль царя Тритона исполняет вполне европейский Хавьер Бардем, у него целая куча дочерей разных рас, мы увидим африканку, индианку, китаянку, мексиканку и многих других. И, конечно же, главная героиня - афроамериканская Ариэль, которая на своего экранного отца вообще не похожа. Вроде зритель должен сказать: ну Тритон и мачо, целый гарем из красоток по всему миру набрал, нарожал прекрасных дочек. Но есть одно "но": в фильме несколько раз акцентируют внимание, что у Тритона была одна жена. Хм, похоже, для царя Тритона из новой версии есть плохие новости (Гарик Харламов вздыхает и сочувствует брату по несчастью).
Кстати, если бы на роль нового Тритона взяли Снуп Догга, который бы забивал косяки, читал рэп и пританцовывал, по крайней мере, была неплохая метаирония, и я бы не пожалел денег, чтобы сходить на такое кино несколько раз. Но и тут не срослось. Хотя, скажу наперед, что Хавьер Бардем - один из немногих, кто действительно как-то старался в этом балагане.
Главная героиня - афроамериканская русалочка с рыжими дредами - вообще прописана как "сильная и независимая", ей очень интересен мир людей, ее мечта сбывается. Хотя она номинально влюблена в принца и почти половину фильма мечтает увидеть его, но оказавшись с ним рядом, максимально от него убегает и дистанцируется, занимаясь познанием человеческого мира и иными "важными делами". А при любой возникающей сложности ее Ариэль... просто ложится спать, особенно в моменты наивысших переживаний. Многие захейтили Холли Бейли, однако, это был чересчур: хейт понятен насчет медийных личностей, которые что-то из себя представляют. Бейли просто никакая. Да, у нее есть голос и она поет на хорошем уровне, ее версия Part of the world вполне приятная на слух. Но как актриса она нулевая: ее весь диапазон игры строится из 2 эмоций: печальная юная недотрога и смеющаяся юная недотрога. Да, обаяние юности придает ей некоторое очарование, но касательно роли Ариэль - это полный мискаст.
Принц Эрик, другой главный герой ленты - это что-то с чем-то. По поведению это неуверенная девочка пуберантного возраста, которая выглядит как Райан Гослинг на минималках. Он постоянно мечется, куда-то рвется поехать, но не смеет противоречить своей токсичной матери (которая, между слов, также исполняется афроамериканской актрисой, при том, что сам принц - типичный европеоид). В общем, Эрик - это такой "сыночка-корзиночка", у которого вообще нет никаких мужских черт и качеств. Он все время попадает в беду, а вытаскивать его из передряг приходится той самой "сильной и независимой" (дело даже доходит до измененной концовки). Сыграл его никому неизвестный Джона Хауэр-Кинг, видимо, готовый сниматься за еду, его тоже считаю мискастом. Читал, что на эту роль рассматривался Гарри Стайлс - после его фотосессии в женском платье для журнала Vogue он бы идеально подошел в таком образе для этой роли.
С сюжетом все еще хуже. Дисней, следуя заветам сделать все "реалистичнее", привносит детали, которые все происходящее превращают в собрание сочинений многолетнего пациента психбольницы. Так, действие происходит в 19-м веке (в фильме обсуждают Венесуэлу и Бразилию как независимые государства и всячески намекают, что действие происходит в реальной исторической эпохе), после превращения в человека, Ариэль находит местный рыбак, который сразу везет ее во дворец к принцу, а не на плантацию сахарного тростника, как было бы в реальности.
Следуя заветам художников по визуальным эффектам, которые разработали "реалистичный" образ животных в римейке "Короля Льве" до такой степени, что ими можно пугать детей, тут тоже постарались: все нарисованные при помощи компьютерной графики животные и морские гады выглядят максимально зловеще и безэмоционально. Во что превратили рыбку Флаундера и краба Себастьяна - прокомментировать без употребления неприличных слов это невозможно.
Впрочем, чайка Скаттлз, которая выглядела наиболее зловещей, хотя и показывала какие-то эмоции, наверняка изначально была наброском тираннозавра для очередной части "Парка Юрского периода". Кроме того, она оказывается женского пола и читает жесткий рэп с азиатским акцентом "Тут пошла молва" (Тимати с его нетленками вроде "Маги" и "Лады Седана" просто отдыхает).
При этом, несмотря на 250 миллионов долларов бюджета, авторы даже не пытались подражать Кэмерону и снимать вживую, в последующем обрабатывая все на компьютере. Весь морской мир состоит почти полностью из графики не самого лучшего качества, которой до "Аватара" еще очень далеко. Фильм кажется такой искусственной подделкой с Алиэкспресса, полностью сделанной из пластика. Отмечу, что зрителя абсолютно не жалеют, растягивая хронометраж фильма больше, чем на 2 часа (хотя оригинальная "Русалочка" шла 1 час 20 минут). И это не из-за более проработанного сюжета, а по причине словесного недержания главных героев: здесь поют каждые 5 минут, и после первого часа просмотра зритель уже начнет нервно посмеиваться от этих многочисленных музыкальных номеров. И если вы думаете, что потеряв голос, Ариэль хотя бы на некоторое время остановится, то ничего подобного: она будет петь "мысленно", выбивая последние остатки смысла из этой картины и скатываясь в индийское кино самого низкого пошиба.
Конечно, основная ставка продюсеров была в том, чтобы максимально сыграть на ностальгии. Должен сказать, что иногда это работает. Великолепная музыка Алана Менкена и песни Ховарда Эшмана реально хороши и до сих пор работают (особенно чудесная Part of the world), но особенно резко контрастируют на фоне добавленных песен-"новоделов" с целью увеличения хронометража. Из положительного хочется только отметить хорошую игру Хавьера Бардема и Мелиссы Маккарти.
Режиссер Роб Маршалл, которого очень сильно хвалили после его дебютной работы - мюзикла "Чикаго" и выдали ему множество авансов, никогда не имел особого режиссерского почерка, снимая ровно то, что ему говорили продюсеры (потуги были в "Мемуарах гейши" и "Девять", однако, все быстро закончилось). После постановки относительно успешной в кассовом плане 4-й части "Пиратов Карибского моря" (именно в денежном, но не творческом), Маршалл основательно подсел на фильмы студии Дисней, снимая для них все, что скажут свыше. "Русалочка" не является исключением - это беззубый проект без режиссерского почерка, представляющий из себя некое "особое" видение неких прогрессивных продюсеров. Они прекрасно понимают, что и для чего снимают, делая определенную ставку на ностальгию. Как и отмечал выше, срабатывает она выборочно, а если прибавить неубедительных героев и кошмарную техническую постановку, то получается жесткий провал. Ирония, но римейк мультфильма, который возродил студию Дисней в конце 80-х, после своего провала может знаменовать откат к "темным временам".
Конечно, критики постарались встретить фильм хорошими рецензиями, однако, даже тут получилось неубедительно: реакция зрителей просто разгромная. Фильм за первый уикенд собрал 187 миллионов долларов, но по большей части за счет американского рынка. Большую часть зрителей составили женщины, кто мультфильм видел в своем детстве и на кого и была основная ставка продюсеров. Но магия ностальгии может рассеяться уже после второго уикенда, а студию Дисней - ожидать громкий провал. Краткий вердикт - лучше даже не тратить время.
Рекомендую треш-обзор другой новинки - "Форсажа 10":
Если еще не видели "Ренфилд" с Николасом Кейджем, то советую ознакомиться с обзором на него:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.