Советские люди приобретали мотоциклы не столько ради развлечения, сколько для удобства. Ведь именно этот транспорт считался самым доступным средством передвижения и понятно почему. Цена была населению вполне по карману, мотоцикл можно было легко поставить в коридоре, да и на топливо не приходилось тратить много денег.
В сельской местности больше пользовались мотоциклы с колясками, потому что, в них можно было перевозить почти все, что влезало, однако, сегодня мы хотим поговорить о двухколесных мотоциклах времен СССР, который были очень популярными и необычными.
Мотоцикл «Минск» ММВЗ-3 112
Белорусский мотоцикл в свое время очень радовал любителей такого вида транспорта. Он выпускался в период с 1982 по 1985 год на Минском мотовелозаводе. Это был один из самых популярных мотоциклов в Советском Союзе и за его пределами.
Дизайн мотоцикла был простым и функциональным, но при этом очень элегантным. Оптика была выполнена в виде круглых фар, а рама – из прочной стали. Мотоцикл покрывался краской разных цветов, но самым популярным был желтый цвет. Из технических характеристик стоит упомянуть следующие:
- двигатель: одноцилиндровый, четырехтактный
- объем двигателя: 125 куб. см
- мощность: 12 л.с.
- максимальная скорость: 95 км/ч
- габариты: 2090 x 750 x 1070 мм
- вес: 104 кг
Мотоцикл предназначался для езды по песчаным дорожным покрытиям. Его отличали простая и надежная конструкция, высокая проходимость, легкость и небольшой расход топлива. В СССР «Минска» ММВЗ-3.112 стоил около 500 рублей, хотя к завершению периода выпуска его стоимость возросла до 1500 рублей.
ИЖ Юпитер-5
Мотоцикл ИЖ Юпитер-5 был создан в 1985 году в Ижевске. Он производился на Ижевском мотоциклетном заводе и выпускался вплоть до 2007 года. В течение своего существования, мотоцикл Юпитер-5 был одним из самых популярных мотоциклов в СССР и ясно, почему. Мотоцикл имел классический дизайн, который был популярен в 70-80 годы, а именно:
- круглую оптику и квадратную раму;
- двухместную сидушку;
- несмотря на то, что стандартный цвет был красный, но также выпускался в других цветах, включая черный, синий и зеленый.
Несколько слов стоит сказать и о технических параметрах этого популярного мотоцикла. В технике были:
- модернизированный двухтактный, двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и мощностью на 24 л.с.;
- максимальная скорость до 125 км/ч;
- габариты: 2,2 м х 0,8 м х 1,1 м, вес — 160 кг.
Мотоцикл ИЖ Юпитер-5 отличался высокой проходимостью и был прост в обслуживании. Предназначался для трасс с разным типом покрытия.
В СССР, мотоцикл ИЖ Юпитер-5 стоил около 2000 рублей, что эквивалентно примерно 3000 долларов США сегодня. Он был доступен для широкой аудитории и был популярен как среди молодежи, так и среди старшего поколения.
Ява 350/638
Мотоцикл Ява 350/638 выпускался в период с 1984 по 2000 годы в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия) и затем привозился в СССР. В народе этот мотоцикл называли «скамейка», «пенал», «лавка» за сплошное сиденье.
Jawa отличался простым и функциональным дизайном. Оптика была выполнена в классическом стиле, рама мотоцикла изготовлена из труб диаметром 32 мм. Мотоцикл был представлен в нескольких цветовых вариантах: красный, синий, зеленый, оранжевый и черный. Из технических параметров можно выделить:
- двухтактный, двухцилиндровый движок с воздушным охлаждением, мощностью на 24 л.с;
- максимальная скорость до 130 км/ч»
- габариты: 2 200 х 840 х 1 100 мм, вес — 156 кг;
- 4 передачи.
Ява 350/638 имеет несколько особенностей, которые делают его интересным выбором. К примеру, водитель мог воспользоваться функцией электронного зажигания или переключением передач на левой стороне руля. В среднем, Ява 350 638 стоила 2 000 — 2 500 рублей в СССР, что было довольно высокой ценой для большинства советских граждан. Впрочем, мотоцикл считался качественным и надежным, что делало его популярным среди мотоциклистов.
«ИЖ Планета Спорт»
ИЖ Планета Спорт считался советским спортбакойм, и выпускался с 1973 по 1984 годы в СССР все на том же мотоциклетном заводе в Ижевске. Любители называли этот мотоцикл «планета смерть» за скорость. Фактически эта модель заменила ИЖ четвертого поколения и стала весьма популярной у мотоциклистов Советского Союза.
Оптика мотоцикла ИЖ Планета Спорт была выполнена в виде двойных фар, а рама изготовлена из стали и отличалась особой прочностью. Мотоцикл ИЖ Планета Спорт был доступен в различных цветах, включая красный, зеленый, синий, желтый и черный. В качестве прототипа советские разработчики взяли модели японских мотоциклов, таких, как Кавасаки, Сузуки. Из технических параметров стоит отметить следующие моменты:
- 4-цилиндровый 4-тактный двигатель с воздушным охлаждением, мощностью на 32 л.с.;
- развивал скорость до 140 км/час, и до 100 км/ч разгонялся всего за 11 секунд;
- габариты: 2180 мм х 800 мм х 1100 мм, вес — 135 кг;
Мотоцикл оснащен передним и задним тормозами, а также пятискоростной коробкой передач. У транспорта имелась необычная система смазки двигателя, а также, стоял японский карбюратор, фары и другая оптика тоже были импортными.
Интересно! Двигатель в раме мотоцикла крепился при помощи специальных резиновых подушек.
Одной из особенностей мотоцикла ИЖ Планета Спорт была его высокая скорость и мощность. Он считался очень надежным и мог преодолевать большие расстояния на дорогах с плохим покрытием. Был очень удобным и комфортным для длительных поездок.
Цена на мотоцикл ИЖ Планета Спорт в СССР варьировалась в зависимости от года выпуска и региона. В 1985 году его стоимость составляла около 3000 рублей.
ИЖ Лидер
ИЖ Лидер мог стать мотоциклом, выпускающимся для сопровождения правительственных кортежей и эскортов, однако, в реальности собрали лишь несколько моделей, уцелели всего лишь две. Один из «Лидеров» сегодня содержится в американском музее.
Мотоцикл изначально делали очень мощным, но безопасным для эксплуатации. Визуально, он очень напоминал зарубежные аналоги, а из-за большого количества пластика, выглядел весьма футуристически. ИЖ Лидер имел двухсекционный, двухтактных движок, мощностью в 52 л.с., был способен развивать скорость до 195 км/час.
О стоимости такой модели говорить сложно, поскольку он так и не начал выпускаться массово, но как раритетная вещь может оцениваться не в одну тысячу долларов.
Восток С-565
И вот он, лидер нашего обзора, советский гоночный мотоцикл Восток С-565, который начал выпускаться в далеком 1956 году. Конечно о нем мало кто мечтал в своей юности, так как мотоцикл изначально создавался для участия в гонках, хотя в дальнейшем использовался и как транспорт для обычных людей и для военнослужащих.
Дизайн мотоцикла Восток С-565 был классическим для своего времени. Он имел классическую оптику, вытянутое обтекаемое «тело» и очень мощные технические параметры. В частности:
- четырехтактный, четырехцилиндровый двигатель, мощность в 80 л.с;
- максимальная скорость до 250 км/ч;
- габариты: 2,2 м х 0,8 м х 1,1 м;
- 4 карбюратора;
- 6-тиступая коробка передач.
В СССР, мотоцикл Восток С-565 стоил около 1200 рублей, что эквивалентно приблизительно 1800 долларов США на текущий момент. В свое время такое мотоцикл занял 4 место на Гран-при в Финляндии 1968 года.
Заключение
Представленные мотоциклы производились приблизительно в одно время и могут многое рассказать о целой эпохе проектирования и разработки советских мотоциклов.
Что еще интересного можно почитать?