Помните фотографию со знаменем победы над Рейхстагом? Автор Евгений (Ефрем, Евгений это творческий псевдоним) Ананьевич Халдей, легендарный советский фотограф. В воскресенье я с удовольствием посетила выставку «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах» в ГИМе с экскурсией Махнырева Антона Леонидовича. Расскажу о своих впечатлениях.
Выставка фотографий обширна, включает около 400 работ разных лет, часть из которых кадры из исторического фонда фотографий ТАСС. На выставке представлены и подлинные предметы, и фототехника.
Евгений Халдей родился в Юзовке, ставшей впоследствии Сталино, а ныне Донецк. 13.08.1918 года страшный день в истории семьи, в этот день погибла мама, дед. Шли погромы и ворвавшись в дом, убили всех, кто там был. Мама держала Евгения на руках, она прикрыла его собой, пулевое ранение пришлось между ребер, мальчик выжил. Ему исполнился только год. Воспитывался у бабушки. Жили плохо и с 13 лет Евгений пошел работать в депо, чистил сажу с паровозов, зарабатывая свои 800 граммов хлеба.
Ему очень нравилось фотография, он ею увлекался, живо представляя, как могут остаються в памяти навсегда выхваченные из жизни мгновения и события. Смастерил свой первый фотоаппарат из картона и стекла от бабушкиных очков. Снял для истории огромный Преображенский Собор в Юзовке , а уже после его руины. В 1930 году начал печататься в журналах и газетах. В 1936 году его интересные снимки заметили в Москве и пригласили работать в ТАСС.
350 зажигательных бомб было сброшено на Мурманск. То, что вы видите на фото, это оставшиеся печные трубы, город сплошь был деревянным. Из воспоминаний Е. Халдея: Одинокая бабушка шла, а увидев, что я фотографирую, остановилась и сказала: « Зачем снимаете наше несчастье, вот если бы вы сфотографировали, как наши летчики Берлин бомбят!» Меня поразили эти слова и то, как это было сказано. Запомнилось…»
Из воспоминаний Е. Халдея: «Январь. Будапешт. Освобожденные кварталы гетто. Муж и жена. Увидев меня, а я шел в кожаном пальто, бросились прятаться. Подошел, поговорил с ними на еврейско- немецком и сорвал эти звезды. Женщина расплакалась, рассказывая, как это было тяжело. Остался вот такой снимок, здесь они еще звездами.»
Из воспоминаний Е. Халдея: «Только прилетел с Вены, сдал материал и новое задание, нужно срочно лететь в Берлин. Прихватил с собой месткомовские скатерти из красной материи. Со знакомым портным за ночь дома сшили три знамени, серп и молот нашивали из белой ткани. Обвернувшись ими, утром полетел в Берлин.
Первый флаг был установлен на крыше штаба 8-й гвардейской армии, возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Забрался туда с тремя бойцами и сделал несколько фотографий".
Второй флаг был установлен над Бранденбургскими воротами. По воспоминаниям Халдея, утром 2 мая 1945 года лейтенант Дудеев и сержант Андреев вместе с ним забрались на Бранденбургские ворота, укрепили флаг и получился вот такой снимок. На обратном пути Е. Халдей прыгнул с большой высоты и ушиб ноги.
"А теперь к рейхстагу! Время было 7 утра 2 мая. Подбежали ко мне два солдата и с ними лейтенант, мы пошли на крышу. Кругом все горит, дым. Вылезли на крышу, перед нами купол. Нашли палку, натянули флаг и стал искать композицию. Несколько кадров, но не то, не видно Берлина. Предложил подняться, один из солдат согласился держать другого за ноги. Увидел, вот она композиция, всю пленку потратил на этот снимок. Ночью прилетел в Москву".
Из воспоминаний Е.Халдея: "Возле Бранденбургских ворот решил сделать снимок. Созвали мы с Долматовским солдат, подогнали танк - все тогда снимались охотно. Я говорю Жене: "Читай стихи". И он начал читать только что сочиненные строчки: "Идут гвардейцы по Берлину и вспоминают Сталинград..."
На выставке возле снимка прошлась несколько раз, но фото у меня не получилось от слова совсем, очень сожалею, было интересное.
На Нюрнбергском процессе фотографии Халдея были вещественными доказательствами. Снимал фотограф и конференцию глав союзных держав в Потсдаме.
Героев своих военных фотографий Халдей разыскивал много лет. Они и сами его находили, увидев свои фото в газетах.
Снимал на черно-белой пленке. Решал сам, что снимать, многое в печать не проходило.
Все отмечали дар Евгения Халдея пробуждать любовь и добро через фотографию. На выставке это хорошо чувствуется. В 1995 году на фестивале в Перпиньяне признанному мастеру фотографии Евгению Халдею министр культуры Франции вручила орден. Все присутствующие тогда на мероприятии, аплодировали стоя.
И еще, всю войну от первого до последнего дня, Евгения Халдея, как говорится, боялась пуля, не было даже царапины. Помните о ранении, полученном им в годик во время погромов? Видимо, тогда было принято решение, что его пуля уже потрачена.
В 1947 году Халдея уволили из ТАСС. Вместе с ним еще четыре человека, хотя позже выяснилось , что все они вернулись к работе, кроме Евгения Ананьевича. В январе 1950 года писал письмо Суслову с просьбой разобраться. Ответа не последовало. Больше он не будет работать штатным фотокорреспондентом. В 1959 году по просьбе К. Симонова (они близко дружили) он станет внештатным корреспондентом газеты «Правда».
Сегодня был последний день работы выставки. Сколько снимков, столько и историй! Всех событий не описать при всем желании...
Много чего поведал нам Антон Леонидович во время экскурсии, переходя от снимка к снимку и плавно погружая в тот или иной период творчества Е. Халдея. Его рассказ был глубоким, последовательным и интересным, легко воспринимаемым на слух. Теперь я понимаю людей, которые специально ходят на экскурсии Антона Леонидовича в ГИМ, примкну- ка теперь и я к их большому числу ! И совсем неважно, какая будет тема очередной экскурсии. Присоединяйтесь и вы! Пойдем вместе!
Рада, что дочитали, поставили лайк и написали комментарий! Помните, как важна обратная связь для автора!