1 июня, День защиты детей, – важная дата, которая дает еще одну возможность поразмыслить о воспитании и возрастании поколения нашего будущего, и также о тех, кто воспитанием занимается. «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор», – писал когда-то детский писатель и поэт Лев Модзалевский. Что особенного в трудах Константина Ушинского, почему он считается первопроходцем в отечественной педагогике, что нам дает право называть его именно православным педагогом и мыслителем, и как это отразилось на его личной жизни?
В 2023 году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого русского педагога, поэта и писателя Константина Дмитриевича Ушинского. Он впервые, еще в крепостнической России, создал педагогическую теорию. Его творчество по созданию специальных детских книг для обучения грамоте и для первоначального чтения является основой современной образовательной системы. Его рассказы и сказки написаны с учетом психологических особенностей детей. Творчество Ушинского неразрывно связанно с Православием, так как в основу всех своих трудов он ставил Закон Божий.
К.Д. Ушинский родился 3 марта 1823 года в Туле. Окончив Новгород-Северскую гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы его интересовали не только предметы будущей профессии, но и русская, зарубежная литература, история и география. Он писал стихи, занимался точными науками. Но больше всего его привлекала педагогическая деятельность.
В 1846 году Ушинский начинает свою педагогическую практику в Ярославском Демидовском лицее, где работает в качестве исполняющего обязанности профессора. С первых шагов своей практической деятельности Ушинский старался по-новому вести преподавание, чтобы добиться тесного контакта и взаимопонимания со своими учениками, вызвать в них интерес к науке, желание быть полезными Родине.
Взгляды и деятельность самого молодого преподавателя не встретили поддержки чиновников от просвещения, и в 1849 году он был фактически отстранен от работы. Почти пять лет Ушинский активно занимался литературным трудом: делал обзоры зарубежной печати, писал рецензии для известных журналов «Современник», «Сын Отечества», «Библиотека для чтения» и др., подрабатывал переводами. Все это было до тех пор, пока он не нашел свою тему – педагогическую публицистику, в которой ему нет равных и по сей день.
Попытки устроиться на преподавательскую работу были тщетными. После переезда в Петербург удалось устроиться на мелкую чиновничью должность в департамент духовных дел иностранных исповеданий.
В 1854-м Ушинский нашел работу преподавателя словесности и законоведения, а вскоре стал инспектором Гатчинского сиротского института. В результате введенных Ушинским новшеств количество оставленных на повторное обучение учеников сократилось в два раза.
Учитывая прекрасные результаты деятельности Константина Дмитриевича, в 1856 году его назначили инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. И здесь он ввел усовершенствования в учебно-воспитательный процесс, но в 1862 году был удален из института по доносу и отправлен за границу для «изучения постановки там женского образования». Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он изучал учебные заведения – женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.
За границей он написал свои уже давно задуманные работы – книги «Детский Мир» и «Родное слово». Впервые в России появились учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились огромными тиражами.
Книги Ушинского были доступны не только по цене – они были доступны детскому сознанию. Оставаясь верным принципам реалистической педагогики Коменского и Песталоцци, Ушинский пишет книги для детей на материале, доступном детскому пониманию. Впервые детям в глухих уездах в простых бревенчатых школах предлагали не зубрежку хором непонятных слов, а интересные и понятные рассказы и сказки об известном, понятном им мире. Он писал о природе, о мире животных, о простой и понятной жизни, проблемы которой доступны пониманию ребенка.
В книге «Детский мир» Константин Дмитриевич показал связь между наукой и жизнью. Цель его книги – дать ученикам младших классов по возможности полное представление о мире, которое поможет развитию их мыслительных способностей. Материал располагался по разделам: «Из природы», «Из географии», «Из русской истории», «Первые уроки логики». В приложении к учебнику ученик мог знакомиться с классическими произведениями Крылова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, с произведениями современных для того времени авторов – Некрасова, Тургенева, Гончарова, Никитина, Майкова и др. Также в приложение-хрестоматию были включены и произведения иностранных авторов.
Благодаря небывалому успеху книги «Детский мир», изданной в 1861 году, вскоре были напечатаны еще два дополнительных тиража.
В 1864 году вышло в свет «Родное слово». Эта книга стала одной из самых распространенных в народной школе – в основу ее легли принципы постепенного и систематического развития ребенка. Она написана на основе фольклора, которому Константин Дмитриевич отводил исключительно важную воспитательную роль, и на лучших литературных образцах. Ушинский стремился и здесь дать детям систему реальных знаний. В методических разработках к своим книгам он подчеркивает, что построил их согласно основному педагогическому принципу Яна Амоса Коменского: постепенное усложнение посильного материала с задачей привить детям любовь к серьезной науке и добиться всевозрастающей самостоятельности.
Ушинский дал в руки родителей и учителей особое руководство к книге «Родное слово», имевшее благотворное и широчайшее влияние на русскую народную школу. Его труд «Руководство к преподаванию по "Родному слову" для учителей и родителей» и в настоящее время остается одним из лучших пособий по методике родного языка, а до 1917 года оно выдержало 146 изданий. Понятно, что современные реалии требуют других образов в обучении и воспитании ребенка, но принципы, заложенные в трудах Ушинского, остаются неизменными, являясь фундаментом для построения педагогики нашего времени.
Книги «Родное слово», и «Детский мир» содержат много сказок, былин, загадок, поговорок. В сказках народ увековечил свой опыт, запечатлел моральные ценности и убеждения, аллегорически изображал общественные процессы и людей, воспроизводил свой быт и обычаи, потому они являются ценным источником воспитания человека. И сегодня, в век информатизации, электроники, Интернета и гиперугодливого телевидения, простая сказка о понятных христианских ценностях успокаивает ребенка и дает основу поведения в реальной жизни.
Большое значение К.Д. Ушинский придавал языку своих рассказов: он считал, что рассказы должны быть написаны на просто, без использования малопонятных для маленьких читателей слов. На родном языке можно прикоснуться к миру сокровенных мыслей ребенка, до самых сокровенных уголков его души, ибо только на нем можно воспитать национально сознательную личность, настоящего патриота своей Родины.
К.Д. Ушинский критиковал тех педагогов, которые пытались «забивать» головы детей хитрыми фразами и бессодержательными оборотами. Он считал, что цель образования заключается в том, чтобы развивать ребенка умственно и чувственно: «Только положительные, вполне усвоенные мозгом знания, превращенные в идеи, развивают ребенка умственно, а "языковое обучение" может воспитать только пустых болтунов».
Этой цели и служили богатые по содержанию и замыслу сказки и рассказы К.Д. Ушинского, которые отвечают всем принципам как педагогики, так и литературного искусства в целом. По моему мнению, если бы Константин Ушинский творил сегодня, то не ставил бы в обязательный образовательный курс те произведения, которые были понятны ребенку XIX и XX века. Многие рассказы, включённые в программу современного образования, непонятны детям, так как быт, речь и значение многих слов не используются в современном мире. Проводя параллели между временем творчества Ушинского и нашим, еще больше начинаешь видеть ценность трудов Константина Дмитриевича и глубину его знаний и опыта, на которых основаны его работы.
В 60-е годы XIX века Константин Ушинский не прекращал заниматься научно-исследовательской деятельностью. Его главной жизненной задачей было научное обоснование педагогики, которое он искусно представил миру в научном труде «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». Многие выводы этого труда не устарели и сегодня. Первый том вышел в 1868 году. Через несколько лет вышел второй, а третий остался незаконченным.
В этих работах Ушинский признавал краеугольным камнем формирования личности нравственное воспитание, развитие «нравственных чувств». Следует воспитывать, считал он, не навязывая ребенку своих убеждений, а пробуждая в нем «жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственно низких стремлений, так и от других».
Ушинский никогда не упускал возможности от конкретных описаний обратиться к более высоким материям, к выводам, направленным на духовное развитие. Особая ценность его рассказов о природе, о животных состоит в том, что природа в них показана как цельный и прекрасный мир, полный тайн. Произведения Ушинского о детях отличаются тонкой психологичностью и на простых примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. В некоторых своих рассказах Константин Дмитриевич пытался подвести детей к самостоятельному выводу о том, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо. Детские произведения К.Д. Ушинского – это большая энциклопедия знаний, высокой нравственности и народной мудрости.
После возвращения в Россию в конце 60-х годов он занимался общественной деятельностью, а также написанием статей о воскресных школах, ремесленных училищах. Последней прижизненной публикацией в 1870 году была статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ». В этом труде автор описывает свои изыскания по возникновению школ за рубежом и в России.
Он особо указывает на развитие собственного, российского образования, так как внедрение зарубежных принципов и взглядов может быть не только неприемлемым, но и опасным: «Но если есть у нас твердые религиозные и политические убеждения, которые мы можем признать основами нашего государственного и общественного быта, то, конечно, вышли они из народа же. Если эти убеждения кем-нибудь охранялись в продолжение многих столетий, то, конечно, народом же. История нам несомненно показывает, что если эти убеждения до сих пор сохранились у нас, то именно потому, что сам народ, и именно простой народ, сурово, зорко и ревниво следил за их охранением, что если бы не было этого стража, то, может быть, самые эти убеждения давно бы уступили место другим». Мысль Ушинского особо актуально звучит в сегодняшних реалиях, и каждый, читающий эту статью, может сам сделать вывод, насколько он был прав.
В этой же статье Константин Дмитриевич пишет об огромной роли родительского воспитания и участия в образовании ребенка. В частности, он пишет: «Родительское чувство есть уже, по самой природе своей, чисто консервативное, и только разве какой-нибудь окончательно обезумевший отец станет разрушать в своих детях религию или возмущать их против общественного порядка. Напротив, чаще всего мы видим, что человек, сам давно уже не ходивший в церковь, ведет туда детей своих, и сам, охотно почитывающий какие-нибудь запрещенные или пикантные книжонки, заботливо прячет их от своего сына. Что же касается до административных наблюдений за направлением учебных заведений, то неужели мы до сих пор еще не убедились, по крайней мере, в том, что это наблюдение в таком трудно уследимом деле, каково ученье и воспитание, весьма ненадежно и дает самые слабые результаты. Если мы в этом еще не убедились самыми тяжелыми опытами сначала над нами самими, а потом над детьми нашими, то, значит, мы принадлежим к разряду тех безнадежных людей, которых не только размышление, но даже самый тяжелый опыт ничему научить не может. Вот почему даже для учебных заведений высшего класса мы находим совершенно необходимым призвать самих родителей к деятельному участию как в устройстве и реформах этих заведений и в назначении в них воспитателей и наставников, так и в надзоре над тем, чтобы эти деятели делали то, для чего они призваны, и чтобы в заведение не прокрадывались те семена, из которых вырастают горькие плоды для наших же собственных детей».
Далее Ушинский приводит факты и выводы о том, что все радикальные реформы, в том числе и в образовании, спускались в народ от власти, которая преследовала свои политические цели, чего, по мнению автора статьи, допускать никак нельзя. Этот труд К.Д. Ушинского необходимо читать всем педагогам и родителям, а особенно тем, кто принимает решения в области образования наших детей.
Личная жизнь Константина Дмитриевича является образцом для многих семей. В 1851 году он женился на Надежде Семеновне Дорошенко, с которой познакомился еще в юности в Новгород-Северском. В браке родились шестеро детей, воспитанию которых супруги уделяли большое внимание. В 1870-м Ушинский переехал жить с семьей в Киев. В том же году, по дороге на лечение в Крым, он простудился и скончался в Одессе. Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.
Он умер в период наивысшего расцвета своей творческой деятельности. Но и за короткую жизнь Ушинский сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, написанную им в личном дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».
Константина Дмитриевича Ушинского называют православным мыслителем. Он не представлял педагогику отдельной от Церкви. По его мнению, она должна в своей основе иметь религиозное обоснование. Христианство, по мнению Ушинского, должно лежать в основе воспитания. Он был уверен в необходимости изучения Библии в школе. Особо отмечал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов воспитания.
Константин Дмитриевич считал, что без веры невозможно полноценное формирование личности. Педагог писал в одном из своих трудов: «...истинная, добросовестная наука, каковы бы даже не были личные верования самого ученого, не только найдет возможность построить народное образование на прочной основе нашей религии, но, как величайшим сокровищем, как неисчерпаемым и уже существующим источником нравственного и умственного развития, будет дорожить этой исторической основой».
Маргарита ВЕДЕНСКАЯ
Публикация журнала «Православный христианин»
(Калужская митрополия)