Найти тему

«Еще одна фантастическая Вселенная!», или «как переигрывают авторы»…

Ну, вот вам "гримдарк" и пафос...
Ну, вот вам "гримдарк" и пафос...

Несколько раз я получал примерно один и тот же комментарий на свои статьи про «косяки» «Вахи». Мол, «это не баг, а фича!», не будет всего этого – и будет просто очередная фантастическая Вселенная! А так, у «Вахи», есть своя самобытность и прочее… И вот про это я и хотел бы поговорить.

Статья создана при поддержке моих подписчиков на платформе Boosty: Belsnickel, Igor Sablin, Madshmax, Squatterbloat, Александр Барышников, Алексей Попов, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Виктор Айрон, Ильдар Арасланов, Сергей Ряховский, Петр Усов, Nikolausta, Влад; Борисов, Павел Павлов, Птица Птица, Olov Viking, Одиннадцатый Примарх, MetaModern671games, Дмитрий, Алексей Гнитько, Arti, Таня Топилина, Илья Фертиков, Тзинчит на минималках, Ольга Суханова, Олег и Lorgar Balthasar. Огромное им за это спасибо!

Для начала, вот эти слова, про «не баг, а фичу». Мол, это делает «Warhammer 40000» уникальным. Мол, «такая только у меня и у Майкла Джексона», если вы понимаете, о чём я. Но, так ли это на самом деле? Такие слова мне писали всякий раз, когда я писал о том, что градус неадеквата во всём, что касается… «низкого уровня жизни» и «технической безграмотности авторов», надо бы того… понизить. Мне всякий раз отвечали, что это как раз и есть «фирменный шарм» «Вахи». И вот давайте с этим попробуем разобраться. Что есть «фирменный шарм», почему в этом «Ваха» совершенно не уникальна, и так далее…

Гримдарк, как он есть...
Гримдарк, как он есть...

Итак, считается, что «Ваха» – это самая гримдарковая вещь, которую только можно найти. Мол, гримдарковее просто некуда. Но, как оказалось, по сравнению с «тёмным фэнтези» Джо Аберкромби, «Ваха», это так, вполне себе невинная космоопера. Собственно, в жанре «гримдарка» и так немало книг, и все они, как раз «фэнтези», то есть то, что такие любители фантастика, как ваш покорный слуга, читать просто не будет. Ну, у меня есть свои причины не жаловать этот жанр. То есть, уже то, что в мире «гримдарка» полно книг, говорит нам о том, что сама по себе «Ваха» тут не уникальна, и всё то, над чем стараются некоторые авторы, дабы «покорить сердце» читателей, дабы пощекотать им нервы – это уже, простите, вторично. Как говорится, есть неповторимый оригинал, и есть жалкая копия. Вот, подумайте, что тут есть что…

Тем не менее, я прекрасно понимаю, что сама по себе такая вот Вселенная, в которой очень много проблем, например, с уровнем жизни, может быть интересной. И я вовсе не хочу сказать, что «Ваха» – плохая Вселенная. Вот честно, была бы она плохой – стал бы я читать книги по ней с 2005-го года? Наверное, всё же, нет. В «Вахе», в общем-то, немало всего интересного, и даже все эти истории про низкий уровень жизни – они могут быть интересными. Могут быть таковыми, и, собственно, даже ими являются – ровно до тех пор, пока авторы не начинают «переигрывать».

НУ вот, переигрывает вовсю...
НУ вот, переигрывает вовсю...

Думаю, что этот термин не нуждается в пояснении? Хотя, я всё равно попробую сделать это. Вот, например, смотришь ты фильм, всё хорошо, и ты видишь на экране не актёров, которые играют роли, а героев того, или иного фильма. И это на самом деле хорошо и здорово. Но, так бывает ровно до тех пор, пока актёры именно «живут» ролью. А потом появляется кто-то из актёров, который реально переигрывает и портит всё. Пример? Вот, пошёл я на крайний «Форсаж». Не скажу, что я фанат данной серии, но порой бывает интересно. И вот, значит, в роли «главного злыдня» – Джейсон Момоа. Ну, может, для кого-то это Кхал Дрого, но я искренне и всеми фибрами души НЕ ЛЮБЛЮ «Игру престолов». Кстати говоря, это тоже – гримдарк-фэнтезя, если что. Так вот, лично у меня Джейсон Момоа, ассоциируется с Ронаном Дексом из «Звёздные Врата: Атлантида». Или, на крайний случай, с Акваменом (да, я смотрел «Лигу Справедливости Зака Снайдера»). И там он сыграл, как минимум, неплохо. А вот, что до «Форсажа», то он именно, что переигрывал. Жесты, мимика, поведение в кадре – он не жил ролью, он кривлялся на камеру. И образ этого персонажа, который, по идее, должен был быть страшным, на самом деле, получился… глупым. По сюжету, этот персонаж – безумен. Он садист, ему нравится причинять боль и всё такое. Я встречал в книгах и фильмах таких персонажей. Но вот именно Момоа в этой роли именно, что переигрывал…

Вот точно так же, и наши любимые авторы, когда стараются показать, что «в далёком тёмном будущем всё очень очень плохо», порой просто переигрывают. Можно показать, что и низкий уровень жизни есть, и всё такое – но они просто доводят это всё до абсурда, стараясь утопить нас, читателей, в полном гримдарке. Вот, начать можно с того, что везде и всюду лежит грязь и полная антисанитария. Даже там, где должна быть стерильная чистота. Вот, например, я как-то упоминал, что в операционной, где работают апотекарии Легионов, пахнет гнилью и мертвечиной. Ну да, конечно. В операционной, в которой должно быть всё стерильно. Но вот вместо стерильности – в операционной, как на помойке… Только что, отходов жизнедеятельности не хватает… Это вообще нормально?

Вроде как Терра...
Вроде как Терра...

Или давайте вот какой пример. Святая Терра. Родина Человечества. Планета, которая, как-бы, столица. Тронный, так сказать, мир. И что нам показывают на тронном мире? Помойка! Везде и всюду. Паломники идут, спотыкаются, падают, их буквально затаптывают. Всё в грязи, запахи такие, что любого из нас, читателей, просто вывернет наизнанку, даже если мы просто окажемся поблизости. Состав атмосферы (на Терре, если что!) такой, что многие из нас, не протянули бы там и нескольких часов. То есть – атмосфера Терры загрязнена до такой степени, что там никто из нас, современных землян, просто не выжил бы. И вот, сразу вопрос – при всём, при этом, мы видим, что есть технологии, есть планеты, где атмосферу сделали так, что там можно нормально жить и дышать. Есть планеты, на которых всё поддерживается в отличном состоянии, и не только при помощи лесов и прочего. Есть и атмосферные машины и всё остальное. Кстати говоря, и на Терре давно уже атмосфера искусственная. Так что мешает Тронный Мир привести в порядок? Стоимость? Ребята, это, вообще-то, столица! Это главная планета в Империуме! И почему, на какой-нибудь планете, о которой знают три с половиной «анонимуса», условия лучше, чем на Терре? Планета-курорт? А Терра – столица, если что!

Книга-то неплохая...
Книга-то неплохая...

При этом, я отлично понимаю, что действие книг порой разворачивается на самом дне общества. В том же «Прогнившем Троне», порой действие происходит в канализации, порой в иных, не самых приятных местах – и тут, да, на самом деле, всё правильно и логично. Да, в таких местах, имеет место быть и плохие запахи, и разного рода нехорошие условия, и тому подобные вещи. В конце концов, на всех планетах есть «товар лицом», а есть «дно общества». И я вполне себе могу поверить в то, что Инквизитору, на самом деле, приходится работать на самом дне. И это, как раз – вполне себе в порядке вещей. А вот то, что большая часть Тронного Мира, столичной планеты, похожа на большую помойку – это, простите, уже перебор…

Или опять же, когда авторы пишут о страдании простых людей – я про заряжение пушки «Нова» и тому подобные вещи, вроде рабского труда, про таскание остова танка и прочее… Вот, это тоже можно назвать очень таким сильным переигрыванием. В «Вахе» запрещён ИИ? Ну, я про ИИ могу рассуждать долго и много, так как я много чего знаю обо всём этом. Но! Дело-то в том, что про ИИ говорят и пишут в тех случаях, когда ИИ просто не нужен! Порой некую работу, в той же «Вахе» можно реализовать без всяких компьютеров и какого бы то ни было ИИ. Начать от простого конвейера, и заканчивая примитивной компьютерной программы. Но нет, нам лучше будут показывать страдания людей ради самого процесса. Мол, смотрите, как у нас тут всё плохо! Это именно, что «гримдарк ради самого гримдарка», полное переигрывание авторов до такой степени, что в описание того или иного процесса уже просто не веришь…

И да, такое тут сплошь и рядом. Порой мы видим вполне себе хорошие и качественные книги, в которых мы видим и низкий уровень жизни, и всё остальное – такого, на самом деле, немало, и в происходящее можно поверить. Но вот, когда авторы начинают писать про «Новы», про ручной каторжный труд и прочее –зачем? Ведь можно обойтись и без всего этого, и получаться будет, можно поверить, намного лучше и качественнее!

Так что, я хочу сказать, именно то, что порой авторы пишут хорошо и интересно. Получается так, что читать на самом деле приятно. А вот, когда это происходит вот так –то получается именно «переигрывание». И получается, что «Ваха» в такие моменты становится совершенно вторичной…

Ссылка на мой youtube, как и советовал сделать один из подписчиков... https://www.youtube.com/channel/UCzvs05F32fQYDmZBF8ZFaJw

Мой Boosty: https://boosty.to/ghostleader

Ваша поддержка очень важна для меня! Спасибо!

Поддержать автора: 2204 1201 0034 7190 - карта Юмани

https://yoomoney.ru/to/410011418909383