Альбом- сюрприз! Можно начать в таком духе - слушаю “The Mothers of Invention”, но для меня и многих проще так - слушаю Фрэнка Заппу. Может быть это исторически неверно, зато понятно!
Всю сознательную жизнь меломана меня сопровождал этот чернявый худощавый и усатый мужчина. Сначала он лез ко мне с обложек и разворотов легендарного советского журнала “Ровесник”, позже, уже в компьютерную эпоху я встречал на развалах какие-то дикие mp-3 дискографии на 3 дисках. Я примерно представлял, что это около-авангардный и гитарно -джазовый дядька, с юмором и зажигательный. Примерно так и оказалось впоследствии , когда я стянул всю его дискографию с каких то трекеров, немного послушал, да и благополучно удалил. Я был в недоумении от длинных по времени композиций и бесконечной болтовни, которой щедро делился с публикой наш американский товарищ. Для меня, очевидно, что в столь обширной дискографии есть несомненные бриллианты, но чтоб их найти, нужно было немало потрудиться, испачкавшись в американском черноземе, а меня это не особо устраивало.
Для столь шикарной, объемной книги, я, конечно же, сделаю исключение и полностью послушаю дебютный альбом группы Фрэнка “Freak Out!”
Данный альбом представлял собой смесь ритм-н-блюза, ду-вопа, конкретной и экспериментальной музыки, завоевав «наркотическую» аудиторию Лос-Анджелеса того времен. Также на данном альбоме присутствовали элементы прото-панка и раннего альтернативного рока. Все композиции в альбоме были написаны самим Заппой, а при записи музыканты были вынуждены пользоваться нотами, так как идейный перфекционист Заппа хотел получить определенный результат, который мы сейчас и проверим!
"Hungry Freaks, Daddy" Альбом начинается с довольно жестких гитарных риффов, но думается, что особо тяжелых вещей тут не будет, и об этом сразу нас уверяют вступающие в дело ксилофоны, маримбы, конга и прочая веселая джазовая лабуда. А к середине композиции все делается зыбким и эфемерным, многослойным и еще эти постоянные, бесконечные, скользящие соляки самого маэстро. Отлично, просто отлично! Бриллиант.
"I Ain't Got No Heart" Здесь начинает проявляться занудство, оно есть и дальше в инструментале, но в основном это вокальное занудство. Я имею в виду манеру петь, эти жуткие запповские подвывания вперемежку со смехом. И ладно, это было бы редким явлением, но нет! Похоже, это его фирменный стиль.
"Who Are The Brain Police?" Ужасная вещь, тянучая и тягучая, в середине какие-то жуткие вопли, и почти хэви-металлическая тяжесть, или прото-индастриал с нойзом. В общем, мне показалось забавной, интересное сочетание, тем более для того времени! Однозначно бриллиант!
"Go Cry On Somebody Else's Shoulder" Восторг, восторг, восторг! Это такая классная пародия на соул, что любой ранний Джеймс Браун будет нервно грызть ногти. И, конечно, песня о любви - “Поплачь на чьем то плече” , и группа комично завывает и тоскливо воет, озвучивая любовную трагедию. Бриллиант чистый, как слеза девственницы.
"Motherly Love" Обычный рок, юмор по поводу материнской любви к несовершеннолетним девушкам.
"How Could I Be Such A Fool" Песня напомнила о Дэвиде Боуи, я не знаю почему, но послушайте и скажите. В целом, неплохая, даже очень.
"Wowie Zowie" Ваави-заави, знать бы еще, что это! Песня смешная, мелодичная, вычурная.
"You Didn't Try To Call Me " И опять классная песня, я люблю такие, какие-то ассоциации с американским кинематографом. Отличный гитарный перебор и духовые, просто феерично, сказка! Опять бриллиант.
"Anyway The Wind Blows" Пародия на подростковый и пляжный рок? Мне слышится “The Beach Boys”, да такой не слабый, уровня “Pet Sounds”. Браво, Заппушка! Бриллиантище!
"I'm Not Satisfied" Что-то тоже интересное, просто не такое мелодичное, хотя в каждой песне Заппы столько мелодики, что другие бы из одной песни целый альбом наворотили.
"You're Probably Wondering Why I'm Here" Смешная песня!
"Trouble Every Day" А это отличный блюз с щепотью фолка от Заппы, или наоборот. Вполне традиционный, без всяких диких завываний и смеха. Однообразный, выверенный и четкий, вокал не очень характерен для этого стиля, но так еще лучше. Текст- социальный, с политическим подтекстом. Бриллиант. Похоже, этот Заппа может всё!
"Help, I'm A Rock" Помогите мне, я – Скала! Как же тяжело быть скалой! Музыка вполне соответствует тексту. Авангард , как он есть. Заппа предвосхищает ‘The Residents”.
"It Can't Happen Here" Снова что-то дикое, начало без музыкального сопровождения, да оно и не нужно с такими вокальными прорывами, любой ваш Фарух Бульсара просто ничтожество, по сравнению с Фрэнком!
"The Return Of The Son Of Monster Magnet" Опять “нестандарт”. Отличные, вполне музыкальные вопли, да еще плюсом какой-то терменвокс с завываниями как из мультфильма “Тайна третьей планеты ” с музыкой Зацепина. Длинная, закрывающая композиция. Что заметил - присутствует моторик-бит! И это за несколько лет до появления “Can” и “Neu!”. Последний бриллиант.
Итог - альбом получает твердую 4. Незыблемую. Но, на пятерку все таки не тянет, потому что такие оценки получают только совершенно недосягаемые альбомы, шедевры. Может быть, и можно к четверке добавить плюсик, подумал я. За вклад в общее развитие музыкальных идей и поразительную для тех лет необычность и оригинальность. Итак – 4+, Фрэнки, лови! Рекомендую всем, но не в очень больших дозах! Осторожней с этим Заппой, затягивает, знаете ли…сам не ожидал.
Инфос:
THE MOTHERS OF INVENTION
FREAK OUT!
Лэйбл / Verve
Продюсер / Tom Wilson
Арт-директор / Jack Anesh
Страна / США
Продолжительность 60:05
Американская рок-группа из Калифорнии под руководством Фрэнка Заппы. Работы группы характеризуются использованием необычных звуковых эффектов, причудливыми обложками альбомов, а также высоким уровнем исполнительского мастерства на концертах.
Банд Фрэнка Заппы был известен просто как «The Mothers» вплоть до того момента, как нервничающий лэйбл «MGM» осознал, что оказалось у него в руках с этим катастрофическим дебютом. Накануне релиза альбома «Freak Out!», второй двойной долгоиграющей пластинки в истории рока (альбом Дилана «Blonde On Blonde» вышел чуть раньше), лэйбл запаниковал, что подтексты сомнительного названия группы могут отпугнуть ди-джеев. «Как будто наша группа называлась “Большая проблема”, - сухо отмечает Заппа в своей автобиографии.
Заппа и его бэнд, родом из самого центра цветущей фрик-культуры Западного побережья, подписали контракт с продюсером Томом Уилсоном, шокировав публику своим дебютным релизом. Более того, у этого альбома была идея. «Каждая мелодия выполняет свою функцию в общей сатирической концепции», - сказал Заппа.
«Who Are The Brain Police?» искусно резюмирует эту концепцию: бросающее в дрожь, анти авторитарное стенание, описывающее исчезновение разнообразия мнений. Наряду с откровенно причудливыми треками присутствуют и пародии на энергичный поп, такие как попурри «Go Cry On Somebody Else's Shoulder», сменяемые сложно аранжированными любовными песнями, такими как «How Could I Be Such A Fool?» Психоделическое гитарное звучание и непристойные блюзовые риффы делают альбом глубже по мере того, как он переваливает за середину: «Help, I'm A Rock» демонстрирует сущность фрика и превращает все в абстракцию; композиция «The Return Of The Son Of Monster Magnet», занимающая полностью четвертую сторону винилового релиза, представляет собой экспериментальный и кричащий номер, вызывающий восторг слушателей.
Альбом «Freak Out!» свидетельствовал о появлении удивительно волнующего и вызывающего композитора, который построил карьеру на ломке стереотипов.