Найти тему
5 Колесо

«У фургона кончились тормоза!»: как мы сравнивали Соболь NN и Sollers Atlant

В какой раз на рынок выходит очередной «убийца Газели», уже и запомнить трудно. Предыдущий соискатель, УАЗ «Профи», даже близко не приблизился к числам продаж конкурента. Теперь очередную попытку предпринимает компания Sollers, выводя на рынок отечественный продукт под именем Atlant.

На самом деле Sollers Atlant – это украшенный российской эмблемой китайский фургон JAC Sunray. Упустить возможность полноценного сравнительного теста, да еще с прямым конкурентом, мы, конечно, не смогли – и вылетели с нашим экспертом в Волгоград…

Итак, в очном забеге выступают два одноклассника – цельнометаллические фургоны Sollers Atlant и ГАЗ «Соболь NN». Основное различие – в объемах: кузов длинного (L3H2) «Атланта» объемом 12,3 «кубов», а короткого «Соболя» – 7,8. В остальном же они прямые конкуренты: одинаковые полные массы – 3,5 тонны, дизельные двигатели почти одинаковой мощности, 6-ступенчатые коробки передач, задний привод, одинарная ошиновка сзади. Даже цвет одинаков – белый.

-2

О «Соболе NN» уже рассказано предостаточно, этот современный фургон вполне сопоставим с любыми конкурентами. Первое знакомство подтверждает это: одних настроек сиденья водителя – восемнадцать, включая жесткость подвески кресла в зависимости от веса водителя. Электронный дисплей с обилием выводимых параметров, большой экран на торпедо, электрический «ручник», включаемый кнопкой… А уж изобилие полочек, кармашков и ящичков – тема отдельного обзора.

Интерьер рабочего места водителя нового «Соболя» повторяет «Газель NN».
Интерьер рабочего места водителя нового «Соболя» повторяет «Газель NN».

В сравнении с ним стиль «Атланта» надо назвать минималистичным – простой черно-белый дисплей, управление кондиционером, несколько кнопок и классическая магнитола на панели приборов. Настройки сидений минимальны, между ними – привычный тросовый рычажный ручник.

Правда, на руле есть управление магнитолой и круиз-контролем – признак современности. Есть и гораздо более важное преимущество перед «Соболем» – наличие двух подушек безопасности уже в «базе». Хотя для наших водителей этот фактор, увы, особого значения не имеет. А вот показаний расхода топлива у «Атланта» почему-то не посмотреть – только прочерк, нет и подогрева стекла и зеркал. По ощущению, это аналог «Газели», только первого поколения.

Панель приборов Sollers Atlant.
Панель приборов Sollers Atlant.

Переходим к следующему упражнению – то есть трогаемся в путь. Знакомый всем «газелистам» дизель Cummins 2.8 на «Соболе» почти незаметен – тяговитый, эластичный, да еще и малошумный. Мощности в 139 л. с. и крутящего момента 320 Нм хватает в любых дорожных условиях. Правда, в первый день не очень уверенно находились передачи – возможно, это дело привычки. А поорудовать джойстиком пришлось изрядно: мы покрутились по городу, помылись-заправились, прохватили по трассе на Ахтубинск, сворачивая на проселки, деревенские дороги и вовсе на бездорожье. Надо отметить, что движение на межгороде значительно экономичней за счет появления шестой передачи.

На полдороге поменялись машинами. Вроде бы всего-то… А ощущение, что время откатилось лет на двадцать назад! Кажется, что на «Атланте» не мотор объемом 1,9 л и мощностью на 10 л. с. больше (149 л. с.), а движок от мотоцикла «Урал», только дизельный. И очень громкий, гулким рокотом напоминающий наш старый добрый Д-245, стоявший на ЗИЛ-5301 «Бычок». Если в «Соболе» мы наслаждались музыкой и переговаривались вполголоса, то в «Атланте» молчали – берегли связки.

Под капотом «Соболя NN» хорошо известный дизель Cummins 2.8 ISF.
Под капотом «Соболя NN» хорошо известный дизель Cummins 2.8 ISF.

Добавляет проблем и выбор нужной передачи – постоянное балансирование между ревом и ускорением. Постепенно выяснилось: для сносной езды на “Атланте” мотор надо «крутить», подтыкая передачи чуть ниже правильного. И не стесняться держать обороты выше зеленой зоны. Правда, об экономичности тогда надо забыть… Не потому ли нет цифр расхода на дисплее? Нельзя при этом сказать, что в движении Sollers Atlant полностью разочаровывает, есть и достоинства. К примеру, у него отлично настроено рулевое управление, он реагирует на повороты баранки просто отменно.

Компоновка моторного отсека Sollers Atlant.
Компоновка моторного отсека Sollers Atlant.

Но это все-таки коммерческие малотоннажники, их стихия – городская развозка. Вот и надо их сравнивать в городе, причем загруженными. При первом взгляде «Атлант» вроде выигрывает – все же лишние четыре «куба» кузова – важное преимущество. И салон отделан целиком, вместе с потолком, где закреплена подсветка. Но не все так просто: колесные ниши большие, а покрытие пола прогибается под ногами, да и крепежных петель на нем нет. Из забавного: рассчитан «Атлант» (по описанию) на четыре европалеты, что хорошо. Плохо, что их можно загружать лишь сзади – ширина боковой двери не позволяет загрузить сбоку. Интересно, что объем кузова у «Атланта» больше «Соболиного», а грузоподъемность меньше на 100 кг. Именно настолько у «Атланта» выше снаряженная масса при одинаковой полной.

Kузов Sollers Atlant: колесные ниши большие, а на полу нет крепежных петель.
Kузов Sollers Atlant: колесные ниши большие, а на полу нет крепежных петель.

По плану второго дня мы выдвинулись в центр Волгограда, где должны были загрузить по 500 кг балласта и с ним провести цикл городской езды – с поворотами, маневрами и подъездами к местам разгрузки. Поначалу все шло по плану, движение в городском потоке сильно не напрягало. Особо надо отметить короткую базу и отличный угол поворота колес «Соболя» – его маневренность оказалась просто фантастической, в отличие от длинного “Атланта”.

Улица Ленина в Волгограде печально известна бесконечными светофорами и заторами на них. Они и оказались причиной бесславного конца теста нашего «Атланта». Стоя на одном из светофоров, получаю короткий звонок от коллеги из стоявшего вторым «Соллерса»: «Плавно едем не быстрее 40 км/ч и срочно ищем парковку – у фургона кончились тормоза!»

«Соболь NN» сумели приспособить для перевозки длинномерных грузов, для этого в передней стенке кузова предусмотрен съемный экран.
«Соболь NN» сумели приспособить для перевозки длинномерных грузов, для этого в передней стенке кузова предусмотрен съемный экран.

Действительно, с трудом втиснувшись на обочечную стоянку, видим испытателя с мокрой спиной, плещущего питьевую воду на шипящие диски… На одном из светофоров он почувствовал увеличение усилия на тормозную педаль, а уже на следующем тормозил двумя ногами, вытягиваясь в струну. Что стало причиной такого странного поведения, непонятно: машина новая, с пробегом меньше 1000 км, пустая, да и на улице еще была далеко не жара…

-9

Подводя итог: Sollers Atlant в нынешнем виде никаким “убийцей” газовским машинам не станет, поскольку представляет собой аналог далекого дедушки нынешних моделей ГАЗа. Единственным преимуществом для него может стать лишь дешевизна, добиться которой без потери качества практически невозможно. Да и на чем там экономить, если уже сейчас в “Атланте” вместо ручки над пассажирской дверью лишь пара заглушек. А современный потребитель уже не готов постоянно работать на дешевой, но устаревшей новинке.

Что еще почитать:

«Убийцы Газелей»: как прошло наше знакомство с новыми российскими грузовиками «Арго» и «Атлант»

Проехал на новом фургоне «Соболь NN»: делюсь своими впечатлениями

Авто
5,66 млн интересуются