Психосоматические (соматоформные, соматизированные) расстройства ( по МКБ-10 F.45)- это дисфункции органов и систем при их врожденной или приобретенной уязвимости, связанные с эмоциональными нарушениями различного происхождения.
Распространенность подобных расстройств среди детей и подростков по разным данным составляет от 8 до 40%. Примерно у 20-75% детей, обращавшихся к педиатру, обнаруживаются признаки вегето-сосудистой дистонии, которая является предвестником развития многих психосоматических заболеваний уже во взрослом возрасте.
Отличительными особенностями психосоматических расстройств от собственно соматических являются:
1. Наличие функциональных нарушений, не связанных с органическими изменениями со стороны органов и систем;
2. Развитие психосоматических расстройств на фоне психоэмоциональных факторов, реже - на фоне остаточных органических повреждений (последствия патологий беременности, родов, травм, перенесенных инфекций в ранние годы жизни, задержка психомоторного развития), и еще реже - на фоне генетических факторов (наследственные формы акцентуаций характера);
3. Функциональные нарушения не являются признаками психических расстройств, а сопутствуют нерезко выраженным депрессивным проявлениям;
4. Спонтанность возникновения и исчезновения психосоматики, объяснимая только действием психологических факторов (например, у ребенка без признаков ОРВИ наблюдается повышение температуры в детском саду, а дома показатели приходят в норму);
5. Эффективность лечения психосоматических расстройств антидепрессантами в сочетании с транквилизаторами и ноотропами.
По локализации психосоматические расстройства обнаруживаются в:
- пищеварительной системе (нарушения аппетита, срыгивания, тошнота, рвота, боль в животе, метеоризм, нарушения стула),
- кожных покровах (аллергические высыпания, зуд, выпадение волос),
- двигательной системе (тики, навязчивые движения, кривошея, дистония, псевдопарезы, нарушения походки, псевдоэпилептические припадки),
- эндокринной системе (нарушения менструаций, углеводного обмена, изменение массы тела),
- дыхательной системе (одышка, навязчивый кашель, затруднение вдоха),
- сердечно-сосудистой системе (тахикардия, аритмия, боли в сердце, колебания давления),
- терморегуляции (субфебрильная температура (37,1-38,0 °C), повышенная (свыше 38, 1°C) или пониженная (ниже 36,5 °C) температура;
- речи (запинки, заикание, трудности в разговоре, стремление говорить, как ребенок более младшего возраста),
- ощущениях (боли различной локализации, повышенная или пониженная чувствительность).
Нарушения функций органов могут наблюдаться как в одной, так и нескольких системах сразу.
В детском и подростковом возрасте динамика развития психосоматических расстройств во многом обусловлена индивидуальными особенностями развития ребенка (насколько благополучно развитие ребенка и есть ли у него остаточные проявления патологий ЦНС) и наследственностью (особенности темперамента и характера, генетическая предрасположенность).
В раннем возрасте (от 0 до 4 лет) и дошкольном (5-6лет) психосоматические расстройства чаще наблюдаются со стороны желудочно-кишечной и выделительной систем и кожных покровов (диатез, экзема, крапивница, аллергический дерматит, кишечная колика, дисбактериоз, реактивный панкреатит, застой желчи и т.п.).
В младшем школьном (7-9лет) и препубертатном (10-11лет) возрасте более выраженными становятся депрессивные проявления (дистимия, дисфория). Соматические нарушения, обусловленные депрессией возникают не только в кожной, желудочно-кишечной и выделительной, но и в двигательной (тики, гиперкинезы, нарушения походки, псевдопарезы) и эндокринной (диабет и нарушения пищевого поведения) системах. Кроме этого проявляются и температурные (повышение/ понижение температуры тела) и алгические (преимущественно головные боли) проявления.
В более старшем возрасте (12-17лет) относительно часто встречаются психогенные и эндогенные, средневыраженные тревожные и тоскливые депрессии. Наряду с кожными и желудочно-кишечными психосоматическими нарушениями наблюдаются двигательные, дыхательные, эндокринные (гормональные сбои, нарушения репродуктивных функций у девочек) и алгические состояния.
Терапия психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте проводится с учетом основного фактора - степени выраженности депрессии. Поэтому в данном случае основной упор делается на лечение у врача-психиатра. Также проводится симптоматическая терапия у других узких специалистов, направленная на восстановление функций органов и систем. Наиболее эффективными в плане психокоррекции детей и подростков являются телесно-ориентированная, когнитивно-поведенческая и арт-терапия.