Итак, ребятушки, сподобилась я все-такие посмотреть синему под названием "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов" (2017). Режиссер: Хант Александр Владимирович.
Почему не хотела смотреть этот фильм?
Из-за участия в нем некогда нежно мной любимого Алексея Серебрякова, который сыграл там старого уголовника Леху Штыря.
Может быть "Левиафана" простить Серебрякову не могу, в котором сугубо американское трэш-бытие, действительно имевшее там место, с определенно идеологически обусловленной зачем-то было перенесено в русскую местность, чтобы дискредитировать все русское?
Ну, ладно, Звягинцев так видит потому что у него политическая близорукость потому что он художник из породы тех, кто ваяет из гуано "Голую пионерку".
Но зачем в этом трэш-шапито Серебряков участвовал - не пойму.
А ведь мы так любили его за Карабанова в сериале "Баязет" (2003)! "Баязет", кстати, сила! Рекомендую к просмотру однозначно. Это страшное кино о воинской доблести, стойкости и безграничном одиночестве русских людей. Напишу и о "Баязете", но позже.
А пока вернемся к истории о том, что "Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов". Как ни странно фильм при всей мрачности его несущих сюжетных линий не оставил мерзкого ощущения. А мрака там - как в полярной ночи.
Главный герой Витька Чесноков (Евгений Ткачук) - сын уголовника Лехи Штыря от долготерпеливой женщины, которая много лет терпела издевательства этого полуживотного, но не вынесла его ухода от нее.
И этот Витька сам еще та хтонь. Нет, он не преступил закона, как его папашка. Витька даже работает, чего его биологический папахен небось избегал всю свою жизнь, руководствуясь сволочным девизом: "Грязной тачкой - рук не пачкай".
Несмотря на это с первых минут знакомства с Чесноком становится ясно, что он бродит где-то поблизости от тени уродливой яблони, которая породила это ядовитое яблочко. Ведь мы встречаем молодого Чеснока в тот момент, когда он изменяет своей жене, а потом скандалит с нею. Еще Чеснок дерется с новым ухажером своей любовницы. А напившись пытается подраться и со своей женой. И если бы не вмешательство его собутыльника, то, возможно, Чеснок и отправился по извилистому пути своего папашки.
И когда Чеснок требует от своей супруги, чтобы она оставила его, восклицая:
- Где твоя женская гордость?
То так и хочется, чтобы эта гордость проснулась у его жены.
Но эта молодая женщина либо изначально недалеко от Чеснока ушла, либо уже он ее успел стащить вниз, поэтому она и не пытается бежать прочь, а лечит свои сердечные раны алкоголем в компании подружек.
Одним словом, Чесночёк этот совершенно не вызывает сочувствия или жалости. Он явственно глупый, необразованный и живет по по гопницким обычаям. Чеснок хочет сожительствовать с молодой и борзой девахой, а не жить по-человечески с женой, которую прямо или косвенно доводит до ручки. Жену он, видимо, уже понемногу бьет, что становится ясным после того, как он интересуется у нее, не надавать ли ей по щам. Жена же в ответ угощает его бутылочкой вина с размаху по его недалекой головушке.
Пока Чеснок куролесит, мы на этом адовом фоне, который устраивают друг другу Чеснок и его супруга мы видим прелестного белобрысенького мальчика - их сына. Мальчик не плачет. Он слишком маленький. Но когда смотришь на этого мальчика, живущего в этом окружении, то становится больно так, словно тебя ударили ножом по сердцу.
Но кино не только о том, что Чеснок - плохой отец и муж. Кино о том, откуда есть пошел такой горький ядовитый Чеснок.
И вот Чеснок узнает о том, что ненавистный ему отец жив. И у этого парализованного отца есть квартира. И на эту квартиру претендует женщина, ухаживающая за старшим Чесноковым.
Полюбовница дама сердца у Чеснока - жох-баба. Это вам не его жена, которая содержит дом и ребенка в чистоте, и ищет своего неверного милого, чтобы приволочь его домой. Жена Чеснока - хорошая женщина, несмотря на то, что пытается утешить сердце винишком.
А вот его мамзелька - существо иной породы. Из тех, кому "жена не стена - отодвинем". И наличие ребенка у семейной пары ее не останавливает. У дамочек такого сорта на первом месте стоят их желания. И, стремясь удовлетворить эти похоти (кстати, хорошее такое старославянское слово, да?), мадама никаких угрызений совести не испытывает.
И вот у дурачка Чеснока и его девки двоих созревает отличный план: заиметь жилье по наследству, чтобы жить-припевать и, наверное, новых Чесноков или Штырей настрогать.
Чеснока видимо так сильно вштырило от его любовной любви, что он поначалу и вправду готов избавиться от отца-уголовника. Но Чеснок не планирует ежедневно досаждать небесной канцелярии, чтобы ненавистный старый урод быстрее склеил ласты. Нет, Чеснок планирует просто самолично отправить Штыря в места богатые мехами и бобром.
Но видимо карма молодого Чеснока была не так плоха потому как Чеснок при всем своем искреннем желании избавиться от мерзкого урки - в последний момент отступил. И ведь не совесть проснулась. А просто лютая зверина в образе его папаши предложила ему сделку.
Честное слово, не знаю, можно ли судить Чеснока за эту попытку...
Уверяю, если бы на месте молодого Чеснока были мы с вами, то неизвестно как бы это дело закончилось...
Какие в этот миг страшные глаза у Чеснока: вытаращенные и остановившиеся как у сумасшедшего!
С каким остервенением Чеснок пытается вытащить упирающегося отца из машины! А потом также яростно наносит ему пару ударов, чтобы прекратить его сопротивление!
Но в тот, когда Чеснок уже вытащил монтировку, ему звонит его полюбовница, чьи мысли крутятся вокруг покупки кровати.
Но и после разговора Чеснок не утрачивает интереса к ликвидации отца. Вот только их шансы уравнивает пистолет, который предусмотрительно прихватил с собой в путешествие папаша.
В одном из эпизодов парень вспомнил, как зверь в образе его отца избивал свою жену лопатой на глазах у ребенка. А еще Витька вспоминает смерть матери, детдом и трудную жизнь или выживание после смерти матери. Он немногословен, но в этой короткой сцене становится понятно, какая раскаленная лава клокочет в его израненном взрослыми людьми сердце.
И Чеснок решает все-таки отвезти отца в дом инвалидов.
Но не нужно считать, что Чеснок после неудачной попытки убить отца сразу постиг дзен и раскаялся. Нет, долгая дорога с мерзким типом, что лежит позади водительского кресла - это вам не путешествие с Аль Пачино из фильма "Запах женщины".
Штырь же, живучий, как шакал, в путешествии неожиданно пришел в себя, выйдя из состояния овоща.
Комментаторы фильма продвигали идею о том, что женщина, ухаживавшая за старым глистом, потихоньку потравливала его, чтобы не убежал или не вырвался из ее цепких лапок быстрее наступила социальная справедливость и квартира досталась ее дочери.
Как бы то ни было, в пути Штырь очнулся и даже говорить стал, о чем мы искренне жалеем потому что ничего умного или доброго это существо произнести так и не смогло.
Однако это ОНО мнило о себе весьма высоко. И даже потребовало от сына, чтобы его отвезли туда, где его ждут.
Явление Штыря с сыном в этот дом, где давно перестали ждать чудовище, нужно смотреть, чтобы никогда не позволять страшному прошлому возвращаться и активно (и даже агрессивно!) сопротивляться при появлении призраков.
Печально в этом витке сюжета только то, что единокровная сестра молодого Чеснока нашла себе такого урода, как ее папашка в молодости.
После этой неудачной попытки старого кукуха угнездиться в чужом гнезде, он просит сына отвезти его к его другу.
Что за друзья могут быть у рецидивиста?
Явно не врачи и педагоги.
Однако встретили Штыря достаточно гостеприимно.
Вот только выгнанный отцом Чеснок не уехал прочь.
Что заставило Чеснока остаться? Непонятно. Может чуйка на опасность, выработанная им в тот период, когда он жил уже один без погибшей матери? А может просто жажда отвергнутого ребенка все-таки услышать на прощанье что-то человеческое от своего родителя, даже если оно - чудовище. А может это была человеческая жалость, совсем некстати и не по адресу проклюнувшаяся в очерствевшем сердце молодого Чеснокова?
Как бы то ни было, но он вернется в этот дом и обнаружит, что отца там нет. И в ответ на его угрозы - молодая, но уже страшная, как смертный грех, блатнячка скажет ему куда и зачем отбыл его отец с такими же как он зверями.
Когда мы видим Штыря в окружении родственной ему по духу и сфере занятий шакальей стаи, то мы понимаем, что вот она справедливость! И теперь Штырь отправится туда, где его с нетерпением ожидают черти с вилами, чтобы прожарить его до состояния ту велл дан.
Но... но... но...
Чеснок возвращается, несмотря на то, что один из шакалов пытается убить его самого. А может быть парнишка возвращается именно потому, что пытались убить его самого. И он понял, что собираются сделать с его отцом.
Чеснок возвращается один - да! Но с папкиной волыной. А его непутевого папку уже собираются резать, как овцу.
В этой сцене Чеснок действительно страшен потому что он трясется от ужаса и от этого практически невменяем.
Вот только шакалам не страшно.
Но им, наверное, хватило того, что Штырь молит их не убивать пацана.
И шакалы убираются восвояси.
А Витька Чеснок все-таки отвозит Леху Штыря в дом инвалидов.
Его странная и смешная красная машинка долго будет стоять у этого здания. А Штырь все-таки спросит у своих однопалатников стоит ли красная машина?
Но в конце-концов, красная машина все-таки уедет.
И когда она поедет по бескрайним просторам, то это такая красота! Словно вся тьма и ужас остаются позади машины Чеснока - в его прошлом.
Некоторые товарищи в своих комментариях почему-то надеются, что Чеснок возвращается за Штырем.
Но мы с вами будем надеяться на то, что Чеснок, переосмыслив отцовское и свое прошлое, возвращается к жене и сыну, чтобы из малыша не вырос еще один отъявленный Штырь.