Найти тему
США: 4 года и 187 дней

14. Этика

Оглавление

Итак, подводя итоги первого года проживания в Америке, могу сказать что к декабрю 2014 года у меня имелась машина, американские права и заработок. Плюс, неплохо прокаченный английский язык.

Из занимательного, двумя годами позже, примерно летом 2016-го года мы с Веником, шутя, решили пройти онлайн тест на вокабуляр английского языка (англ. Vocabulary - словарный запас языка). Я набрала больше баллов, хе-хе 🙂 А все почему? Да потому что у программистов нет нужды в знании таких слов как mop (мыть полы), wipe down (протереть), bleach (отбеливатель). Идею вы поняли🙂 А когда я пошла работать мерчендайзером в Michael’s (это супермаркет где можно купить все для хобби, типа нашего Леонардо), мой словарный запас увеличился еще больше. Но об этом - чуть позже.

А пока вернемся в декабрь 2014-го. Расписание было таким:

  • Понедельник: Мирел;
  • Четверг: Ара;
  • Пятница: Мирел;
  • Суббота, периодически: Парень из Непала.

В принципе, пока мне хватало, и больше я решила никого не искать. Но теперь стали находить меня😎. В течение Хануки Мирел сказала мне, что можно не приходить. В моих услугах не было необходимости в этот период.

Ха́нука (ханукка́) (ивр. ‏חֲנֻכָּה‏ — «освящение; обновление») — еврейский праздник, который обычно приходится на начало декабря и празднуется 8 дней. Это праздник зажигания свечей, что символизирует победу света над тьмой и духовности над материализмом. Символы праздника – ханукальные светильники (ханукии), на которых зажигается по одной дополнительной свече в каждый день праздника. Обычно ханукии располагают у окна, чтобы огни были заметны снаружи.
Ханука, как-то так.
Ханука, как-то так.

На самом деле, я думаю, что в этот светлый праздник мое присутствие не одобрялось бы с религиозной точки зрения, ну да и фиг с ним. Восемь дней отдыха, ура!

Тем не менее, в мой последний приход перед этим праздником, Мирел спросила, будет ли у меня желание и возможность встретиться с Этикой, очень достойной женщиной, еврейкой (ну кто бы сомневался!), живущей по соседству, и поговорить с ней насчет работы. Я согласилась, почему бы и нет, и сразу после Мирел заглянула к Этике. Они жили так близко, что этот квартал я просто прогулялась пешком. Кстати, в дальнейшем, я нашла тихий закуток, как раз посередине между их домами, где я могла спокойно ставить машину.

Дверь мне открыла молодая, улыбчивая и очень симпатичная женщина невысокого роста. Да, одежда на ней была такой же, платок да юбка до пят, но это уже не казалось мне странным. Этика провела меня в гостиную, мы присели на диван, поговорить. Это не было собеседованием, все что хотела знать Этика, это возьмусь ли я помогать ей по дому и, собственно, когда я смогу приступить. Речь шла о “после Хануки”, и я объяснила ей, что понедельник, пятница и четверг у меня уже заняты. Мы договорились, что приезжать к ней я буду по вторникам, с 8:00 до 14:00, проводить основную уборку. И она очень просила хоть пару часов в пятницу. Только помощь на кухне, ничего более. С точки зрения экономии времени и затрат на бензин, оно того стоило. Я уже была в Нью-Хейвене, так почему бы и да?

Адские пятницы.

А теперь, вкратце, я расскажу вам во что превратились мои пятницы после Хануки. В ту самую неделю, когда я была свободна от еврейских домов, написал Ара и спросил, не смогу ли я к ним приехать в пятницу, вместо четверга. Нет проблем, Ара. Я как раз свободна! По итогу, получилось так, что Аре и Лиане очень понравилось, что дом убран в пятницу: можно в чистоте провести выходные, когда вся семья дома. Не долго думая, они попросили меня приезжать каждый пятничный вечер, вместо четверга.

С точки зрения физических сил - это было еще тем испытанием, но с точки зрения логистики - было супер. Помните, я говорила, что Нью-Хейвен находится на полпути от меня до Стратфорда? Воооот! Плюс перспектива освободить полностью четверг тоже была очень заманчивой…

В общем, моя пятница стала самым тяжелым днем недели… Я вставала в 6:00, уезжала из дома в 7:00 - 7:15 утра, к 8:00 я была уже у Мирел где отпахивала до 12:00. Так как Этика ждала меня после Мирел без четкого указания времени, я сначала шла к своей машине, там полчасика отдыхала, сидела с чаем и бутербродом, которые брала с собой из дома, и морально готовилась ко второй части Марлезонского балета. Про мои пятничные активности у Этики я расскажу позже, сейчас сугубо по времени. Я проводила у нее примерно пару часов, до 14:30 - 15:00 дня. Потом садилась в машину и сразу ехала в Стратфорд. Дело в том, что мне приходилось пересекать большой мост через залив, и там могли возникать пробки, где трехполосная трасса превращалась в двухполосную. Если оставалось время, я отдыхала минут 20 на парковке возле таунхауса, а если приезжала впритык, то сразу шла работать. Как вы помните, у ребят армян я могла задержаться и до 9-10 вечера, а значит, выходила я просто не чувствуя спину, забиралась в Черныша, на водительское сиденье, и решала, что же сейчас в приоритете: поехать быстро домой и ужинать там, отдыхая, с чаем под фильмец, или поесть прямо здесь, в машине. В итоге, я находила компромисс, запихивала в рот печеньку с парой глотков чая и мчалась домой. Иногда я была такой голодной, что печенька растворялась в моем рту, как в какой-то кислоте, без дополнительного жевания.

Домой в эти дни я приезжала ближе к ночи, уставшая как черт, но довольная - наконец-то я дома! Какое-то время сидела в машине, смотрела с улицы в окна зала, где горел приглушенный свет: мои гаврики смотрели кино. Это был традиционный Friday Night - вечер аниме и вкусняшек. Потом я заходила домой, присаживалась к ним на диван, и уплетала кусочки жаренной курицы из Stop & Shop, или суши, или что-то еще из того, что приносил мой муж.

Была какая-то умиротворенность в этих пятницах, чувство победы в испытании, победы над собой, своей ленью, неуверенностью, неопределенностью. Победы над своим “не могу”…

Этика и ее семья.

Будучи свидетелем отношений Этики с мужем и детьми, наконец-таки в моей голове сошлись все пазлы в картине под названием “нормальная еврейская семья”.

Этика - юркая болтушка, ходячий энерджайзер, классическая “еврейская мамочка”, только в “легком весе” 🙂 Шестеро детей, поровну мальчиков, и девочек, самый младший - грудничок, который за время моей работы, а это примерно год, и ползать начал, и сидеть, и ходить🙂 Муж Этики, тоже невысокого роста, тоже худенький, веселый мужчина. Вот была между ними не только химия, но и забота, какая-то смесь зрелой позиции в отношениях и ребячества. Когда он, муж, приходил домой, сразу становилось вдвойне шумнее, они разговаривали очень громко, не стесняясь меня. А смысл стесняться? Говорили они на иврите 😂

Да, эти ребята оба родились в Израиле, и уже семьей переехали сюда, в штаты. У Этики здесь было много родственников, сестры и братья, а вот их папа, равин, оставался дома в Израиле.

Чтобы долго не растекаться глаголом, просто скажу, что в их доме было почти всегда шумно, весело, задорно и по душевному тепло.

А дом был немаленьким, всего-то четырехэтажным🙂

То есть как, полноценных два этажа. На первом - американский стандарт: зал, кухня, столовая, на втором - спальни. Была мансарда с гостевыми спальнями и подвал. В подвале была устроена игровая для детей, стоял теннисный стол, беговая дорожка - места хватало.

Эти люди не были бедны, но и прям богатыми их назвать язык не поворачивался. Не было в этом доме атрибутов роскоши, хотя чуть позже, узнав стоимость образования в частной школе, где учились их дети, я смогла прикинуть размер этих инвестиций. Одна из еврейских пословиц, произнесенных Этикой, в вольном переводе звучала так: “У евреев очень глубокие карманы, но очень короткие руки”. Да уж, карманы у этих евреев явно были достаточной глубины, просто вопрос богатства для них лежал в другой плоскости.

Кошерная кухня.

С моими обязанностями было все стандартно, нет смысла перечислять. Во вторник я вымывала два основных этажа, и заканчивала на кухне, мытьем полов. И, как вы уже знаете, помощь на кухне необходима была и в пятницу, поэтому я расскажу вам о том, как организована кухня у ортодоксальных иудеев. Организована и в плане предметов мебели и утвари, и в плане блюд и процесса приготовления.

Итак, пространство на кухне условно было разделено на 2 зоны. Представьте прямоугольник, у двух противоположных углов которого размещена кухонная мебель, навесные и напольные шкафчики, мойки! (что как бы предполагает специальную разводку сантехники), посуда: кастрюли, миски, вилки-ложки, даже кухонные тряпочки и губки - все отдельно. На кухне я начинала уборку с мытья посуды в раковинах, да, грязная посуда была в обеих раковинах: условно, в молочной раковине и в мясной. Кастрюльки и ковшики, в которых грелось молоко, или варилась молочная каша детям, тарелки, из которых они ели, все это Этика собирала в раковине справа от входа, этот уголок был поменьше. А вот вся мясная область была большой, включала в себя газовую плиту, духовку, большую двухчашную раковину. Столешница тянулась вдоль длинной стены, упиралась в раковину, и потом заканчивалась хвостиком буквы “Г”, к которой вплотную стоял холодильник. Стол располагался у окна. И еще было много много стульев. К тому моменту когда я спускалась на кухню, Этика успевала собрать грязную посуду после завтрака, сложить стулья, поставить их у стены и протереть стол. Кстати, складные стулья это вещь!, учитывая что для всей семьи их нужно было восемь, ну ладно, пусть семь (грудничок не в счет), места на кухне совсем не оставалось.

Визуальное представление кошерной кухни по законам Кашрута
Визуальное представление кошерной кухни по законам Кашрута

Так вот, мне нужно было перемыть всю посуду, которая пополнялась новой, так как Этика к этому времени уже хлопотала над обедом. Еще, по вторникам, она обычно готовила тесто для халы, и прятала его в морозилке до пятницы, так как выпекала она его для шаббата.

Ха́ла (ивр. חַלָּה) — еврейский традиционный праздничный хлеб, который готовят из сдобного дрожжевого теста с яйцами, а также часть теста, отделяемая в пользу священников. Хлеб-халу едят в шаббат и на праздники. Отделение халы — один из видов жертвоприношения.
Хала:)
Хала:)

Особенности жизни ортодоксальных евреев.

И вот в это время, когда мы обе толклись на кухне, она мне много рассказывала про их культуру, обычаи, правила. В этом не было поучительства, нет. В этом, мне кажется, была и есть мудрость еврейского народа. К примеру Мирел, говоря о том, что столешницы нужно протирать разными тряпочками (у них, кстати, тоже было реализовано разделение на молочную и мясную зону) никогда не поясняла почему. Ну, понятно, у Мирел была совсем другая жизненная ситуация. А вот Этика рассказывала и почему, и зачем, а когда человек понимает эти “зачем”, следовать правилам гораздо проще, ведь так?

К моему удивлению, кровати Этики и ее супруга тоже, как и у Мирел, стояли у разных стен в спальне, и было абсолютно очевидно, что спят они раздельно. Спят в смысле сна, а не в смысле секса. И вот, в один из таких моментов, когда мы обе занимались делами на кухне, я спросила почему. Этика рассказала что так, согласно Торе, положено во время ниды.

Нида (ивр. ‏נִדָּה‏ — «удалённая») — ритуальный статус еврейки в иудаизме, имевший важное значение для соблюдения ритуальной чистоты, необходимой для службы в иерусалимском Храме. Кроме того, при наступлении статуса ниды супругам запрещена физическая близость. Женщина становится нидой при появлении у неё выделений крови из матки, к примеру, во время месячных, родов. Она перестаёт быть нидой по прошествии 7 «чистых» дней и совершив ритуальное омовение в микве.

Вот и считайте, 5-7 дней месячные, потом еще 7 чистых дней, полмесяца нужно спать отдельно.

С мечтательным выражением на лице, Этика вспоминала как ее супруга привели в ее отцовский дом для знакомства.

Шидух (ивр. שִׁדּוּךְ, - сватовство. Это традиционный  еврейский метод знакомства, основой которого является построение семейных отношений при помощи посредников — “шадханов”.

Для них организовали место, где они могли спокойно разговаривать. Папа не ограничивал ее по времени и количеству встреч (хотя бывает и такое, где за 3-4 встречи молодые уже должны “определиться”), и они болтали часами, узнавали друг друга, кто чем дышит, какие у кого ценности, видение семьи и так далее. За две недели таких разговоров, оба пришли к согласию и состоялась свадьба. На тот момент ей было 22 года, и вот, к своим 32-м - она мама шестерых деток.

По пятницам, мои обязанности за пределы кухни вообще не выходили. Этика была немного дерганная перед шаббатом. Переживала поднимется ли хала, хватит ли всем еды, суетилась больше обычного. Плюс надо было сделать заготовки на следующий день, поставить кашу в мультиварке с таймером, чтобы утром в субботу она включилась сама и дети поели горячее.

Ша́ббат (также ша́баш; ивр. ‏שַׁבָּת‏ — в ашкеназском произношении ш́абос,— «покоился, прекратил деятельность»), — седьмой день недели в иудаизме, суббота, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы.

На самом деле, шаббат, согласно еврейской традиции, наступает с заходом солнца в пятницу, а так как дело было зимой, то времени на приготовление еды и сервировку стола было мало. Поэтому в мои обязанности по пятницам входило действие под названием “промывка салата”. На такую большую семью как у Этики покупалось 3-4 велка салата ромэн, и я должна была промыть каждый его листик под холодной проточной водой, держа их на весу над молочной раковиной. Дело в том, что такие продукты как фрукты, овощи, грибы относились к третьей группе кошерной еды под названием “парве”. Кстати крупы тоже. Продукты “парве” можно употреблять и с молочными, и с мясными (так гугл говорит), но Этика строго настрого не разрешала мне касаться салатом раковины, а вымытые листики я укладывала на отдельный противень. Американцы, и евреи не исключение, зачастую пользовались одноразовыми противнями для запекания, которые пачками продавались в магазинах Dollar Tree (долларовое дерево) - аналог нашего Fix Price.

Салат ромэн
Салат ромэн

После того как противень был полон промытых листьев, Этика забирала его у меня, прихватывала еще один - пустой, и устраивалась с ними в зале, на диванчике, просматривая каждый лист на свету. Честно говоря, это было немного жутковатым зрелищем, как будто средневековая инквизиция пришла с проверкой и мне сейчас влетит. Однажды, набравшись смелости, я поинтересовалась зачем? Оказалось, все дело в букашках!

По законам Кашрута, если кратко, то это свод правил на пригодность и дозволенность чего-либо, кушать насекомых нельзя.

Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Запрет на употребление в пищу насекомых и продуктов их жизнедеятельности установлен Торой: «Все крылатые пресмыкающиеся нечисты для вас, не ешьте их». Это ограничение обязывает религиозную хозяйку хорошо представлять внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожной надо быть при употреблении в пищу муки и крупы. Муку требуется просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Овощи — капусту, салат, укроп и т. п. — также, с точки зрения кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться личинки и взрослые насекомые.

Вспоминая эти времена, особенно Этику, я могу заболтаться, вот как сейчас. Поэтому сделаю небольшую паузу, и в следующей статье расскажу еще кое-что интересненькое🙂

Оффтоп

Дорогой мой читатель, если Вы наткнулись случайно на эту статью и вам показалась она занятной, то начните с первой главы. Повествование имеет хронологию, и так Вам будет проще понять что к чему. Лайкните, если Вам нравится и подпишитесь! Это добавит мне сил для того, чтобы рассказать мою историю до самого ее невероятного конца. Спасибо 😊