Бокс, являясь одним из средств физического воспитания, ставит перед собой задачу содействовать воспитанию человека. Подготовка боксера - это педагогический процесс, в котором элементы обучения, тренировки и воспитания должны быть неотделимы друг от друга.
Ведущее место в воспитании боксера занимает тренер по боксу. Влияние его на своих учеников очень велико, несмотря на то, что он с ними встречается всего 2—3 раза в неделю на несколько часов. Объясняется это, прежде всего, тем, что боксер, занимаясь любимым видом спорта боксом, отдается ему полностью, и хорошо знающий свое дело инструктор становится для него образцом и неоспоримым авторитетом.
Тренер обязан знать о быте, учебе, производственной и общественной жизни своего ученика, повседневно следить за состоянием его здоровья, вникать даже в интимные стороны его жизни.
Только тот инструктор, который знает все о своем ученике, может сознательно и без ошибок руководить его воспитанием и тренировкой.
Чтобы обеспечить на высоком уровне процесс тренировок по боксу, тренер должен обладать широким общественным и культурным кругозором, разбираться в вопросах теории физического воспитания, анатомии, физиологии и психологии человека.
Воспитание в обучении боксу начинается с образцовой организации учебного процесса. Боксер должен быть уверен, что обучение осуществляется правильно, что тренировки построены на научной основе, что за состоянием его здоровья ведется постоянное наблюдение и что его труд, потраченный на тренировку, не пропадет даром, что он укрепит свое здоровье и добьется хороших спортивных результатов.
Образцовая постановка учебной работы, внимательное отношение к боксеру со стороны руководителей коллектива, инструктора и товарищей воспитывают у новичков любовь к боксу и к своему спортивному коллективу. Инструктору необходимо повседневно воспитывать у боксера чувство ответственности за выступление не только в крупных, но также и в небольших соревнованиях. Воспитание необходимо проводить на конкретных примерах.
Боксерам необходимо указывать на общественное значение физической культуры, чтобы каждый из них понял, что, занимаясь боксом, участвуя в соревнованиях, он не только укрепляет свое здоровье, не только получает удовольствие, но и подготавливает себя к трудностям в обыденной жизни, а если случится, то и в бою.
Воспитание боксера немыслимо без воспитания у него сознательной дисциплины и организованности. Дисциплина и организованность являются первейшими условиями для успешной организации учебной и тренировочной работы боксера. Точное расписание занятий, точно установленные дни и часы тренировок, точное выполнение указаний инструктора, точное соблюдение режима тренировок, отдыха и восстановления, своевременные явки на тренировки, соревнования это дисциплинирует боксера. Тренер обязан сам показывать во всем пример дисциплинированности, только при этом условии он может быть требовательным к занимающимся и распространять эти требования на все мелочи занятий, тренировок и режима дня боксера. Случаи нарушения дисциплины не должны оставаться незамеченными. Необходимо находить способы воздействовать на недисциплинированного боксера, в крайних случаях прибегать к мерам взыскания. Последним, однако, не следует злоупотреблять.
Одно из главных качеств инструктора умение правильно и интересно преподносить учебный материал. Занятия, которые мало чему учат занимающихся, имеют тяжелые последствия и в воспитательном отношении. Учащиеся привыкают к бездеятельности, к пустому времяпрепровождению и потом их будет трудно заставить разумно вести бой на ринге. Поэтому тренеру нужно хорошо готовиться к очередному занятию, продумывать его содержание, условия и детали проведения. С особой тщательностью следует готовиться к первым урокам с новичками. Ведь на них создается у занимающихся общее впечатление об тренере и клубе в целом, создается интерес к боксу.
Чем живее, интереснее и разнообразнее тренировка, тем лучше закрепить интерес занимающихся к боксу и тем скорее тренер по боксу и спортсмен достигнут цели.