Самооценка-это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.Нечто большее, чем просто уверенность в себе. Она связана с тем, насколько мы ценим себя, а уверенность в себе относится к нашим действиям и поведению. Алексей Козлов.
Подросток- несовершеннолетний, находящихся на этапе развития личности, характеризующаяся коренной психологической перестройкой организма, формирование новых одаптационных механизмов.
Существует три вида самооценки:
1. Адекватная самооценка.
При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.
Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.
2. Низкая(заниженная)самооценка.
Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.
Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.
3. Высокая(завышенная)самооценка.
Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.
Значение самооценки для подростковой личности.
Значение актуальной самооценки появляется в оценке своих действий и моментальной коррекции их походу деятельности.
Значение психологической защиты. Например, благодаря самооценки, человек может принести незаслуженно обрушившуюся на него критику, которая при неумеренном количестве может нанести психотравму.
Значение прогностической самооценки реализуется в оценивании субъектов своих возможностей, определение своего к ним отношения. Она актуальна перед началом деятельности и совершения поступка.