Найти тему
Историогностика

Жизненная мудрость японского средневекового «министра». 1-я часть.

В данной статье мы разберём интересные умозаключения из исторического источника более, чем тысячелетней давности. Источник называется «Наставления Правого министра Кудзё». Его автор японский государственный деятель X в. Фудзивара-но Моросукэ.

Для начала небольшая историческая справка. Фудзивара-но Моросукэ жил с 909 по 960 гг. в период, называемый «Хэйан» (переводится как «спокойствие»)  и длившийся с 794 по 1185 гг. Занимал должность под названием «удайдзин».

В Японии были три должности высших министров. Это дайдзё-дайдзин (грубо говоря, премьер-министр), садайдзин («левый министр», приблизительно, 1-й вице-премьер) и удайдзин («правый министр», условно, 2-й вице-премьер).

Фудзивара-но Моросукэ был зятем 60-го императора Дайго (был женат последовательно на трёх императорских дочерях). Также был тестем 62-го императора Мураками.

Моросуке ещё и являлся дедушкой 63-го и 64-го японских императоров: Рэйдзэя и Энъю. Всего известно о 12-ти сыновьях и 7-ми дочерях «правого министра».

Рисунок, изображающий Фудзивару-но Моросукэ, работы художника XIX в. Кикути Ёсая (общественное достояние, commons.wikimedia.org)
Рисунок, изображающий Фудзивару-но Моросукэ, работы художника XIX в. Кикути Ёсая (общественное достояние, commons.wikimedia.org)

«Наставления» представляют из себя эпистолярное произведение в виде набора рекомендаций для своих наследников. Поскольку автор был представителем знатного сословия, то главная его мысль - усердие и прилежность в придворной службе, к которым он призывает потомков.

Но, помимо этого, текст изобилует массой наблюдений автора о жизни в социуме. Эти наблюдения общеизвестны и применимы по сей день, несмотря на то, что их зафиксировал житель Японии X в.

Фудзивара-но Моросукэ напоминает потомкам, что мыслить нужно конструктивно (в оригинале «если о чем-то думаешь - оно и случается»), что «молчание - золото» (в оригинале «Людские беды рождаются изо рта»); что не следует «выносить сор из избы» (в оригинале «Не рассказывай о причинах своего богатства или своей бедности. Не говори о том, что происходит в твоём доме»).

Также, что следует заниматься самообразованием; избегать азартных игр; хранить мир внутри семьи; не давать пустых обещаний. Автор призывает к учтивости, взвешенности, умеренности, выдержке.

Произведение насыщено множеством рекомендаций и не ограничивается приведёнными выше. Теперь порассуждаем над особенно интересными мыслями «Правого министра Кудзё».

Министр считает, что: «Если сердце твоё неспокойно, скажи об этом, не давай расти обиде» и что: «Если кто-нибудь допустит промах, побрани его некоторое время, но затем прости».

Иными словами, эти две фразы - распространённая ныне рекомендация - говорить о своих чувствах. Затаённая обида разрушает человека изнутри да и хорошим отношениям с окружающими не способствует.

В идеале, хотелось бы, чтобы нас вообще ничего не задевало. Но пока мы к этому стремимся, лучше даже не давать шанса обидам сформироваться, а урегулировать конфликтные моменты сразу.

К тому же, копить неявное недовольство (обиду) нельзя бесконечно. В какой-то момент оно переполнит человека и прорвётся наружу уже «без спроса». Более того, это может произойти в неподходящем месте и в неподходящее время. Срыв представляет из себя какой-либо вид агрессии. Типы агрессии и объекты её направленности очень вариативны, вплоть до аутоагрессии.

Во втором изречении Фудзивара-но Моросукэ призывает выражать своё недовольство соразмерно, без зацикливания на конфликтном моменте. Иными словами, высказывание недовольства не должно перерасти в привычку попрекать и в злопамятство.

Замечено, что люди, которые реагируют излишне жёстко, в моменты, когда действительно требуется повышенная твёрдость - не способны её выдать. Т.е. проявляют нерешительность, впадают в замешательство.

Однозначного объяснения этому механизму мы привести не можем. Можно предположить, что если человек «распаляется» по пустякам, - тем самым, он тратит энергию (предназначенную для защиты) впустую. Когда же складывается ситуация где правда нужно что-то отстаивать, у него уже просто нет на это сил и он отступает.

Можно также отметить, что поскольку в Мире всё стремится к балансу, то и человеческая психика здесь не исключение. Если она где-то «переусердствовала», то значит где-то и не справится.

Продолжение во 2-й части.

Цитирования из «Наставлений Правого министра Кудзё» Фудзивары-но Моросукэ произведено по переводу Бачурина А.С. (Япония в эпоху Хэйан (794-1185). Хрестоматия. Труды Института восточных культур и античности. Выпуск XXIV. - М.: РГГУ, 2009. - 423 с.). Ссылка на перевод: https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Japan/X/940-960/Fudzivara_no_Morosuke/frametext18.htm