Найти тему
Завуч в теме

Аттестация учителя. Её особенности и мои подсказки

Оглавление

Статья получилась длинной. Но она будет интересна лишь педагогическим работникам. Обещаю, что вскоре выйдут статьи в привычном, «жизнеописательном», формате.

Ситуация

В своих статьях я неоднократно писала, что кроме работы завучем, я веду часы истории: 8 часов (в параллели 4 класса). В апреле подошел срок подавать документы на очередную аттестацию, подтверждать высшую категорию. И вроде как ничего я не боялась, так как не впервой. К тому же, у меня есть грамота Минобразования (которая дает 25 баллов, независимо от года получения). Однако, в этом году было несколько «сюрпризов». В методике оценивания документов кое-что изменилось. И это «кое-что» меня не обрадовало...

Оговорюсь сразу, что живу в г. Воронеж и допускаю, что в других регионах процедура может отличаться. У нас документы подаются дистанционно и включают в себя только таблицы. Никаких видеоуроков не предусмотрено.

«Сюрпризы»

Первый — ограничили количество баллов за наставничество. Смеяться хочется — и это в год Педагога и наставника! Раньше за каждый год руководства практикой студентов или ведение наставничества над молодыми и вновь назначенными педагогами засчитывалось 5 баллов. Итого, за 5 лет можно было набрать 25 баллов только лишь на этом пункте. Теперь же введено ограничение — не более 10 баллов. То есть, несмотря на то, что студентов я принимаю каждый год по 2 раза (осенью — пятый курс, весной — четвертый), начислят мне всего 10 баллов.

Второй — ограничили количество баллов за индивидуальные достижения учащихся (пункт 2.3). Теперь это — не более 30 баллов. При чем, если конкурсы и олимпиады были дистанционными, то вообще — не более 10. Непонятно как-то, учитывая, что как раз на эту пятилетку пришелся КОВид и часть конкурсов проходила именно в дистанционном формате! У меня как раз был мальчик, с которым мы участвовали во Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку», и одним из этапов был как раз дистанционный тур (из-за пандемии), где он стал лауреатом.

Вот так, три года, от конкурса к конкурсу мы шли к победе.
Вот так, три года, от конкурса к конкурсу мы шли к победе.

Где и как можно «возместить» потерянные возможности?

Такой вопрос я ставила перед собой. И вот какие нашла выходы.

  1. Две практики (а к ним — номера приказов) я записала в раздел 3.7.2 «Распространение индивидуального педагогического опыта (наставничество)». Чтобы не пропадали остальные практики студентов, я внесла в критерий 3.2 «Использование инновационных технологий, методик и/или их элементов(перечисление)» открытые уроки, которые я показывала студентам в первую неделю их практики, когда знакомила их с моими классами. В реквизитах указывала приказы, не вошедшие в предыдущий критерий. Так же поступила со своими выступлениями на конференциях по окончанию практик. Мы всегда подводим итог, собирая вместе студентов и учителей, которые руководили практикой. Здесь указывается не школьный уровень, а муниципальный, т. к. происходит взаимодействие двух образовательных структур: школа — ВУЗ. Эту информацию внесла в пункт 3.4 «Участие педагогического работника в научной, научно-методической сферах педагогической деятельности (научно-практические конференции, семинары, педагогические чтения, выступления аттестуемого на педсоветах, заседаниях методобъединений и др»
  2. Впредь мне будет наука — все родительские собрания проводить приказами, а не просто распоряжениями. Именно из-за этого часть собраний я никуда внести не смогла. Конечно, на крайний случай, можно попробовать в раздел «реквизиты» внести фразу «Протокол родительского собрания №...» Но я посчитала, что как-то жалко звучит. Поэтому внесла только те выступления, которые проходили под эгидой всяческих месячников и акций. А там, если покопаться, чего только нет! Начиная от борьбы с правонарушениями, до профессиональной ориентации и финансовой грамотности. Правда, и "весят" такие мероприятия всего по 1 баллу.
  3. Речь пойдет о критерии 1.2 «Качество знаний учащихся по итогам независимой экспертизы» (ВПР, МИУД, ОГЭ и ЕГЭ). Мне легко было вносить эту информацию. Потому что занимаюсь сама и ОГЭ и ЕГЭ, и храню в компе всю эту информацию. А вот результаты ВПР сохранились у меня чудом, скорее от того, что лень было чистить компьютер. Совет учителям — записывайте все результаты своих учеников. Дело в том, что материалы ВПР хранятся в школе 1 год. Потом сами работы мы пускаем на черновики, а уж статистику не каждый завуч будет хранить в своих компьютерных папках. Разве что из интереса — сравнить сегодняшний результат с тем, что был 5 лет назад... При внесении данных имейте в виду, эксперты оценивают не просто количественные и качественные показатели. Учитывается положительная динамика в течении 5 лет, желательно хоть небольшое, но улучшение каждый год))))

Итак, советы аттестующимся:

  • Записывайте все учебные достижения своих классов ежегодно. Они не всегда хранятся у завучей. Если же перейдете в другую школу, вы потеряете возможность войти в Дневник ру на страницу прежней школы.
  • Внимательно разносите в разные разделы названия своих авторских курсов и программ. Так вы заработаете по 1 баллов за каждую программу. Например: раздел 2.1. «Внеурочная деятельность по преподаваемому (-ым) предмету (-ам)» Внеся, допустим, свою программу предметного кружка, который вы ведете все 5 лет, вы получите 1 балл. Да-да. Вот такая несправедливость! А вот если вы будете писать каждый год разное название кружка, или называть другую форму деятельности ( допустим «внеурочный модуль»), то получите по 1 баллу за каждое направление. Так же можно указывать эпизодическую деятельность ( КТД, викторина и др) и тоже за каждую получите по 1 баллу. Провел за год три викторины — получил 3 балла...
  • Каждый раз, видя в рабочей группе распоряжение от завуча «Всем классным руководителям — срочно — принять участие в...(дальше подставьте любую фигню, которые у нас «срочно»), требуйте от завуча приказ о проведении или участии. Иначе, разрываясь на части здесь и сейчас, при аттестации вы ничего не сможете записать в свои таблицы. В раздел «реквизиты» вы не пришьете эти распоряжения из ватсапа.
  • Можно, вместо приказа об участии, издать приказ по итогам проведения акции, конкурса, флешмоба … Завуч должен перечислить классы, количество участников и фамилии учителей.
  • Вообще, советую ДО заполнения информации скачать «Методику анализа информации о результатах профессиональной деятельности» (раздел «Учитель», прочесть её, а уж потом вписывать свои результаты.

Записывая эти советы я и сама пересмотрела некоторые форматы своей работы и впредь учту все аттестационные «сюрпризы», чтобы моим коллегам было легче заполнять многостраничные и не всегда понятные таблицы.