Пересмотрел фильм, практически все стерлось из памяти. И был приятно удивлен, он прекрасно смотрится. Лица героев, как живые, словно из того времени втягивают в происходящее. Немного утрированная игра актеров был привычна для переходного периода из немого кино в звуковое, актеры и режиссеры еще не успели адаптироваться к новым реалиям подачи материала.
Как же заговорил Великий немой?
Премьера фильма «Путевка в жизнь» состоялась 1931 году в столичном кинотеатре «Художественный». Режиссером фильма выступил Николай Экк. Именно он снял первую звуковую ленту в отечественном кино.
И удивительных фактов в этом событии было два. Первый – сенсационный показ говорящих актеров с экрана, второй – постановку осуществил не известный широкой публике режиссер.
Это сейчас нас режиссеров, как собак нерезанных (телевизор – кузница кадров, миллион всевозможных школ и курсов), а в то время режиссер (его тогда чаще называли постановщик) был товар штучный.
Так что событие такого уровня должен был представить кто-то из знаковых советских режиссеров, а не молодой первооткрыватель с экзотической фамилией Экк (на самом деле это псевдоним, настоящая фамилия - Ивакин).
Почему так произошло? Ведь творческая среда падка на зависть, ревность, соперничество. И многие именитые режиссеры всегда хотели идти впереди планеты всей. Но… именно они не верили в возможности звукового кино, считали его нехудожественным, примитивным. А немое кино – высшей точкой пластической магии экрана. И так говорили мастера советского кино – Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Григорий Александров. Впрочем, так же считал величайший из всех режиссеров – Чарли Чаплин.
Поэтому лавры победителя на этот раз достались молодежи.
Фильм «Путевка в жизнь» стал необычайно популярным и не только за так называемый звуковой аттракцион, но и за тему, которую он поднял на всеобщее «осмотрение».
Это была тонкая и трогательная история о московских беспризорниках, отбросах общества, ворах, мошенниках, хулиганах, но очень симпатичных ребят.
Огромный социальный пласт, поднятый в картине, привлекал человечностью и любовью к грязным, оборванным персонажам.
Молодому режиссеру удалось привлечь звезд кино того времени – Михаила Жарова, Николая Баталова, Ирину Зеленую. А главного беспризорника Мустафу сыграл студент – мариец Йыван Кырлю и сыграл он так, что все его принимали за настоящего беспризорника. И его реплики пошли в народ (не только наши советские «С легким паром», «Джентльмены удачи», «Бриллиантовая рука» и др. расходились по цитатам).
Помните из детства фразу: «Ловкость рук и никакого мошенства»? Так вот она именно из этого фильма.
В 1977-м картину восстановили на киностудии им. Горького и сейчас ее можно посмотреть в хорошем качестве.
П.С. По воспоминаниям режиссеров того времени главной фигурой в кино неожиданно стал звукорежиссер. Ведь именно от этого человека зависела запись доселе невиданного приема в кинематографе. И все на площадке внимательно прислушивались к каждому его слову – факир должен дать отмашку и только тогда снимали сцену.
Пришел звук, потом цвет, потом цифровое изображение, 3 д, графика, что же нам еще ждать от прежде Великого немого?