Для чего нужен ШРУС в машине, как он устроен и как понять, что его пора заменить

561 прочитал

Аббревиатура ШРУС расшифровывается очень просто: шарнир равных угловых скоростей. В обиходе его часто называют «граната». ШРУСЫ есть не во всех автомобилях — например, их обычно нет в старых или коммерческих заднеприводных моделях с неразрезным мостом. Однако переднеприводные и подавляющее большинство полноприводных машин без них не обходятся.

Аббревиатура ШРУС расшифровывается очень просто: шарнир равных угловых скоростей. В обиходе его часто называют «граната».

Применяться они могут в конструкции карданного вала (для соединения вала с агрегатами трансмиссии или его частей между собой) либо в колёсных приводах. То есть когда передачу крутящего момента нужно осуществлять под углом, величина которого постоянно меняется. Например, из-за хода подвески на неровностях дороги или при повороте управляемых колёс. ШРУСы спокойно справляются с углами поворота до 70 градусов относительно оси и не нарушают синхронность вращения ведущего и ведомого валов. Отсюда и расшифровка про равные угловые скорости. И при этом главная задача ШРУСа — передавать момент равномерно, без рывков.

Устройство, принцип работы и виды

На автомобилях разных марок и моделей шарниры равных угловых скоростей могут заметно отличаться как размерами, так и нюансами конструкции. Однако у всех ШРУС устройство принципиально одинаково.

ШРУС автомобильный сегодня бывает двух видов:

  • шариковый;
  • трипоидный.

Шариковый ШРУС — наиболее распространённый вид шарниров равных угловых скоростей в машине. Объясним его устройство простыми словами на примере внешнего шарнира колёсного привода, где такой вид обычно и применяется. В стакане внешнего корпуса с дугообразными канавками находятся внутренняя обойма и сепаратор с шариками. Именно шарики, плавно перемещаясь по канавкам корпуса и обоймы, позволяют постоянно и равномерно передавать крутящий момент под любыми углами, вплоть до 70 градусов.

Шариковый ШРУС. Фото: unit-car.com
Шариковый ШРУС. Фото: unit-car.com

Трипоидный ШРУС в машине имеет другое назначение: он применяется в качестве внутреннего шарнира равных угловых скоростей там, где приводной вал соединяется с неподвижными агрегатами (такими как коробка передач, редуктор или раздаточная коробка). Функционально от шарикового ШРУСа трипоидный отличается тем, что способен передавать крутящий момент под меньшим углом (как правило, до 20 градусов), зато может обеспечить значительный осевой ход вала — то есть изменение длины всего привода, которое требуется при движении колеса вверх-вниз.

Трипоидный ШРУС. Фото: unit-car.com
Трипоидный ШРУС. Фото: unit-car.com

По конструкции трипоидный ШРУС устроен чуть проще шарикового. Из чего состоит такой узел? Вместо шариков с обоймой он имеет трёхлучевую вилку (трипоид), на каждом луче которой установлены ролики с игольчатыми подшипниками — они и ходят по ответным канавкам в стакане корпуса.

Поскольку ШРУСы относятся к подвижным и достаточно нагруженным узлам автомобиля, их необходимо смазывать. Для этих шарниров используется пластичная смазка специфического состава. Отечественные её аналоги, кстати, часто так и называются — ШРУС-4, ШРУС Трипод и т.д.

А для удержания смазки и защиты всех внутренностей от грязи и пыли на ШРУС надевается гофрированный, не мешающий его подвижности герметичный пыльник (резиновый или пластиковый). На корпусе ШРУСа и валу пыльник фиксируется хомутами. Кстати, именно от сохранности пыльника в значительной степени зависит срок службы ШРУСа автомобиля.

Пыльник ШРУСа
Пыльник ШРУСа

Как понять, что ШРУС неисправен

Существует несколько основных признаков поломки ШРУСов.

Негерметичность пыльника. Наиболее часто встречающаяся проблема со ШРУСами. Пластиковый или резиновый чехол — самая недолговечная его часть. Он может растрескаться или лопнуть по складкам, а также получить повреждения, например, при езде по бездорожью. При любом, даже незначительном с виду повреждении пыльника наружу начинает выдавливаться смазка. А внутрь ШРУСа получают доступ грязь и влага, что со временем приводит к коррозии и повреждению деталей. В общем, трещины, разрывы, следы смазки на пыльнике или корпусе (из-за ослабевших хомутов) — повод незамедлительно заняться ревизией узла. Ведь негерметичный пыльник ещё не приговор ШРУСу, который при оперативном вмешательстве можно спасти.

Рывки, щелчки. Если во время трогания с места ощущаются едва заметные толчки, а при движении на небольшой скорости иногда слышатся характерные щелчки — это признаки закусывания шариков или роликов в канавках внешних ШРУСов. Такое возможно в том числе и по причине недостаточной (или некачественной) смазки. Поэтому, как и в случае с негерметичным пыльником, ШРУС можно попробовать промыть и перезаложить в него свежую смазку. А вот если продолжать ездить с вышеописанными симптомами, рывки со временем могут усилиться — это говорит об увеличении износа канавок ШРУСов.

Вибрации. Вибрации при движении, особенно при сбросе газа, как правило, говорят об износе внутреннего триподного ШРУСа колёсного привода. В большинстве случаев шарнир подлежит замене на новый.

Хруст. Самый неприятный сигнал — хруст ШРУСа при движении. Особенно если он возникает не только в поворотах, но и при езде по прямой. Кстати, если такой звук раздаётся в правых поворотах, то виноват левый внешний ШРУС (нагрузка на него увеличивается), если в левых — то, соответственно, правый.

Когда хрустит «граната» в машине, скорее всего значительно изношены или повреждены подвижные элементы внутри ШРУСа (или «гранаты», как говорят на сервисе). В этом случае новые пыльник и смазка уже не помогут, а визит на сервис лучше не откладывать. Спасти ШРУС не получится, но он способен полностью заклинить и не только обездвижить машину, но и привести к серьёзным поломкам ходовой части с последующим ещё более масштабным и дорогим ремонтом.