В царстве Словичи, в государстве Русичи жили были Слова. У всех Слов были свои семьи. Все как у людей - и Мама была и Папа был, и сестры и братья.
Жили Слова в своих маленьких домиках, украшали их, порядок наводили.
Вот ты спрашиваешь: «Как Слова в домиках жить могут?»
- А могут! И живут! И жизни радуются, но не всегда.
Однажды произошло невероятное событие, мальчик Петя перепутал букву, слово в ошибкой написал. «И что случилось?», - спрашиваешь ты.
- А вот что случилось!
Но все по порядку.
Папа - Глава семьи. Он принимает решения, он следит за порядком, он зарабатывает деньги. Это у нас, у людей. А у Слов - Папа это Корень слова.
А все детки (братья и сестры) - это слова с суффиксами. А внучата, это слова с суффиксами и окончаниями. Дяди и тёти - слова с приставками.
Про маму забыли, да? Так вот Мама у нас защитница, хранительница очага, а у Слов Мама - это основа слова.
Вот такими семьями и жили Слова. И фамилия у них была по отцу, то есть по корню Слова. Ну, например, Чижиковы или Котовы. У Чижиковых, как папу звали, знаешь? Правильно - Чиж. А у Котовых? Конечно, Кот!
И жилось Словам очень хорошо. До тех пор, пока Пете не исполнилось 7 лет. Пошёл Петя в школу, стал в тетрадках писать. А учителя-то он слушал невнимательно. И ошибки в Словах делал.
И бедные детки Слов очень часто оказывались в чужих домиках. А каково оказаться маленькому кОтёночку на ледяной горке, с которой все кАтаются? Или, например, лИсёнку в темном, страшном лЕсу?
Загрустили Слова и решили собрать всеобщее Словесное заседание.
- Что делать будем? - спросил Король, глава семьи Королевых. - Как накажем Петю?
- Не надо его наказывать, надо его писать научить. - ответил Придворный, дядя с семье Дворовых.
- Предложения есть?
- Есть, пусть к нам приезжает и возвращает всех по своим семьям, а то навёл тут хаос… понимаешь ли…
Взмахнул Король палочкой, закружилось все, завертелось, стол взлетел под потолок и описывая круги вокруг люстры выпрыгнул из окна.
Подлетели вещи, одежда путаясь в складках цеплялась за углы мебели, все пошло кувырком. Подлетел и Петя, и в ужасе заверещал. Один миг и оказался он в книжке. И не просто в книжке, в словаре!
А в словаре, ой как не интересно… Стоит, смотрит он на слова и думает, что же делать то?
А делать и нечего, пошёл он по строчкам. Идёт он, идёт и видит, шлагбаум стоит. А за ним как-будто дом его виднеется, там мама пироги печёт, а папа за компьютером работает.
Хотел было Петя через шлагбаум перелезть, но не смог, уж больно сирена громко закричала. Выбежал к нему навстречу охранник, желтый такой весь, а лицо грустное-грустное.
- Чего, пацан, хочешь?
- Домой хочу, дяденька. А чего это вы желтый такой?
- Хм… так это ты меня измазал…
- Я? Что вы, дяденька! Я и рисовать-то не умею, и кисточек у меня нет, и красок.
- Ну, может красок то у тебя нет, зато неграмотный ты… жутко…
- А при чем это? - не понял Петя.
- А вот причём! - и лицо его стало наливаться оранжевым цветом, - Ты писать не умеешь!
Петя отпрянул, но понял, что где-то закралась его ошибка.
Интересно, ребята, сможете ему помочь?
Подумайте пока, пару минуток. И возвращайтесь обратно.
Думал Петя, думал, даже пыхтел немного, но так и не догадался.
- Дяденька, а подсказку хоть можно?
- Можно, чего уж тут. Охранник я. Понимаешь?
- Понимаю… но не очень…
- ОХРАННИК. А слово охранник от какого слова происходит? Кто отец то мой? ОХРА? Или все же…?
Но Петя не дал договорить и выпалил со всей мочи: - Знаю, знаю, дяденька! ХРАН, ваш папа ХРАН, а не ОХРА! И знаю, почему желтый вы.
Петя с грустью посмотрел себе под ноги.
- Это я на контрольной неправильно корень выделил. Простите меня, дяденька!
И тут лицо охранника побелело. Он глянул на себя в карманное зеркальце и улыбнулся.
- Спасибо тебе Петя, выручил. Только не ошибайся так больше, хорошо?
Петя махнул головой и перепрыгнул через шлагбаум.
И пошёл он опять стройными рядами слов, скучными, длинными. Смотрит, опять шлагбаум стоит. А у шлагбаума никого нет. Обошёл Петя вокруг, осмотрелся, только вот тишина его окружила и безмолвие.
Вдруг слышит, зовёт его кто-то. Тихим голоском таким, писклявеньким. Осмотрелся ещё раз, опять никого. - Странно, - подумал Петя.
А голос его опять зовёт: - Петя, помоги мне.
Присмотрелся, а под деревцем тоненьким, белочка лежит и встать не может. Подбежал он к ней, хотел взять в руки, чтобы поднять, да не смог.
- И не сможешь, Петечка, - пролепетала белочка, - силой я волшебной зачарована, так и лежать мне теперь вечность здесь.
Испугался Петя, жалко ему малышку стало, а помочь не может.
- Падаю я всегда, Петя, шагу ступить не могу.
- Почему же? - удивился мальчик.
- Так ты меня заколдовал.
А вот сейчас, ребята, задание посложней будет. Догадаетесь, как помочь белочке? Подумайте пару минуток и возвращайтесь.
Подумал Петя ещё раз, но не догадался.
- Может поможешь, белочка?
- Хорошо. Я всегда падаю, а должна была не падать, а…
- Знаю, знаю, - выкрикнул Петя, - ты не падать должна была. Это я в контрольной ошибку сделал! Надо было написать: «Подай, белочка, конфетку маме».
Не успел Петя проговорить эти слова, как белочка вскочила на ножки и большим прыжком взлетела на дерево.
- Спасибо! Не ошибайся больше, Петя!
И пошёл Петя дальше. И опять длинные ряды слов, словарь все-таки.
Шёл Петя, шёл, буквы разглядывал, потому что читать ему было лень. А читать-то, тоже правильно надо, с выражением, с ударениями верными.
Вдруг, смотрит, шлагбаум стоит. А на шлагбауме замок огромный висит. Большой такой, всеми цветами радуги переливается, с хрустальными цепями, с янтарными камнями. Огляделся Петя, опять никого нет. И даже помощи не попросить.
- Эй, есть здесь кто? - спросил мальчик, Но никто не ответил.
- Так, так, так. Самому думать придётся.
Ребята, а вы уже догадались? Замок-то, большой такой, висит. Подумайте немного и возвращайтесь.
И тут Петю осенило! В контрольной задания на ударения были! Значит… Значит, это не замок. И Петя крикнул, громко так, чтоб там, наверху, его точно услышали:
- Это не замОк. Это зАмок!
И тут же, в этот же момент, замОк упал, а вместо него возвысился зАмок величавый. Купола хрустальные, окна изумрудные. Рядом деревце растёт, а нем белочка довольная сидит. И охранник тут, с лицом довольным, не желтым.
- Проходи, - говорит, - Петя! Гостем нашем будешь.
Зашёл Петя в зАмок, а там потолки высоченные, а по стенам шкафы стоят книжные. А книжек такое количество, что и не снилось.
И вдруг все эти книги закружились, завертелись, подхватили Петю и понести куда-то. Смотрит Петя, а впереди мама стоит на кухне, пироги печёт, а в комнате другой, папа сидит, за компьютером работает.
И так спокойно Пете стало, так радостно, что испытания все прошёл и домой вернулся.
Схватил Петя на лету книжку и с книжкой этой на кухне, рядом с мамой оказался.
Обернулась мама и говорит:
- Ой, Петя, а что это за книжка у тебя? Словарь? Какой-же ты у меня умничка! Очень я люблю тебя! Ты у меня молодец, контрольную на пятерку исправил!
Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!