Найти в Дзене

Сказка об ошибках

В царстве Словичи, в государстве Русичи жили были Слова. У всех Слов были свои семьи. Все как у людей - и Мама была и Папа был, и сестры и братья. 

Жили Слова в своих маленьких домиках, украшали их, порядок наводили. 

Вот ты спрашиваешь: «Как Слова в домиках жить могут?» 

  • А могут! И живут! И жизни радуются, но не всегда.

Однажды произошло невероятное событие, мальчик Петя перепутал букву, слово в ошибкой написал. «И что случилось?», - спрашиваешь ты. 

- А вот что случилось! 

Но все по порядку. 

Папа - Глава семьи. Он принимает решения, он следит за порядком, он зарабатывает деньги. Это у нас, у людей. А у Слов - Папа это Корень слова.

А все детки (братья и сестры) - это слова с суффиксами. А внучата, это слова с суффиксами и окончаниями. Дяди и тёти - слова с приставками. 

Про маму забыли, да? Так вот Мама у нас защитница, хранительница очага, а у Слов Мама - это основа слова. 

Вот такими семьями и жили Слова. И фамилия у них была по отцу, то есть по корню Слова. Ну, например, Чижиковы или Котовы. У Чижиковых, как папу звали, знаешь? Правильно - Чиж. А у Котовых? Конечно, Кот!

И жилось Словам очень хорошо. До тех пор, пока Пете не исполнилось 7 лет. Пошёл Петя в школу, стал в тетрадках писать. А учителя-то он слушал невнимательно. И ошибки в Словах делал.

И бедные детки Слов очень часто оказывались в чужих домиках. А каково оказаться маленькому кОтёночку на ледяной горке, с которой все кАтаются? Или, например, лИсёнку в темном, страшном лЕсу? 

Загрустили Слова и решили собрать всеобщее Словесное заседание. 

  • Что делать будем? - спросил Король, глава семьи Королевых. - Как накажем Петю?
  • Не надо его наказывать, надо его писать научить. - ответил Придворный, дядя с семье Дворовых. 
  • Предложения есть?
  • Есть, пусть к нам приезжает и возвращает всех по своим семьям, а то навёл тут хаос… понимаешь ли… 

Взмахнул Король палочкой, закружилось все, завертелось, стол взлетел под потолок и описывая круги вокруг люстры выпрыгнул из окна. 

Подлетели вещи, одежда путаясь в складках цеплялась за углы мебели, все пошло кувырком. Подлетел и Петя, и в ужасе заверещал. Один миг и оказался он в книжке. И не просто в книжке, в словаре! 

А в словаре, ой как не интересно… Стоит, смотрит он на слова и думает, что же делать то? 

-2

А делать и нечего, пошёл он по строчкам. Идёт он, идёт и видит, шлагбаум стоит. А за ним как-будто дом его виднеется, там мама пироги печёт, а папа за компьютером работает. 

Хотел было Петя через шлагбаум перелезть, но не смог, уж больно сирена громко закричала. Выбежал к нему навстречу охранник, желтый такой весь, а лицо грустное-грустное. 

  • Чего, пацан, хочешь?
  • Домой хочу, дяденька. А чего это вы желтый такой? 
  • Хм… так это ты меня измазал…
  • Я? Что вы, дяденька! Я и рисовать-то не умею, и кисточек у меня нет, и красок.
  • Ну, может красок то у тебя нет, зато неграмотный ты… жутко…
  • А при чем это? - не понял Петя. 
  • А вот причём! - и лицо его стало наливаться оранжевым цветом, - Ты писать не умеешь!

Петя отпрянул, но понял, что где-то закралась его ошибка. 

Интересно, ребята, сможете ему помочь? 

Подумайте пока, пару минуток. И возвращайтесь обратно.

Думал Петя, думал, даже пыхтел немного, но так и не догадался. 

  • Дяденька, а подсказку хоть можно?
  • Можно, чего уж тут. Охранник я. Понимаешь? 
  • Понимаю… но не очень…
  • ОХРАННИК. А слово охранник от какого слова происходит? Кто отец то мой? ОХРА? Или все же…?  

Но Петя не дал договорить и выпалил со всей мочи: - Знаю, знаю, дяденька! ХРАН, ваш папа ХРАН, а не ОХРА! И знаю, почему желтый вы. 

Петя с грустью посмотрел себе под ноги. 

  • Это я на контрольной неправильно корень выделил. Простите меня, дяденька!

И тут лицо охранника побелело. Он глянул на себя в карманное зеркальце и улыбнулся. 

  • Спасибо тебе Петя, выручил. Только не ошибайся так больше, хорошо? 

Петя махнул головой и перепрыгнул через шлагбаум. 

И пошёл он опять стройными рядами слов, скучными, длинными. Смотрит, опять шлагбаум стоит. А у шлагбаума никого нет. Обошёл Петя вокруг, осмотрелся, только вот тишина его окружила и безмолвие. 

Вдруг слышит, зовёт его кто-то. Тихим голоском таким, писклявеньким. Осмотрелся ещё раз, опять никого. - Странно, - подумал Петя. 

А голос его опять зовёт: - Петя, помоги мне. 

Присмотрелся, а под деревцем тоненьким, белочка лежит и встать не может. Подбежал он к ней, хотел взять в руки, чтобы поднять, да не смог. 

  • И не сможешь, Петечка, - пролепетала белочка, - силой я волшебной зачарована, так и лежать мне теперь вечность здесь. 

Испугался Петя, жалко ему малышку стало, а помочь не может.

  • Падаю я всегда, Петя, шагу ступить не могу. 
  • Почему же? - удивился мальчик.
  • Так ты меня заколдовал.

А вот сейчас, ребята, задание посложней будет. Догадаетесь, как помочь белочке? Подумайте пару минуток и возвращайтесь. 

Подумал Петя ещё раз, но не догадался.

  • Может поможешь, белочка? 
  • Хорошо. Я всегда падаю, а должна была не падать, а…
  • Знаю, знаю, - выкрикнул Петя, - ты не падать должна была. Это я в контрольной ошибку сделал! Надо было написать: «Подай, белочка, конфетку маме». 

Не успел Петя проговорить эти слова, как белочка вскочила на ножки и большим прыжком взлетела на дерево.

  • Спасибо! Не ошибайся больше, Петя!
-3

И пошёл Петя дальше. И опять длинные ряды слов, словарь все-таки. 

Шёл Петя, шёл, буквы разглядывал, потому что читать ему было лень. А читать-то, тоже правильно надо, с выражением, с ударениями верными. 

Вдруг, смотрит, шлагбаум стоит. А на шлагбауме замок огромный висит. Большой такой, всеми цветами радуги переливается, с хрустальными цепями, с янтарными камнями. Огляделся Петя, опять никого нет. И даже помощи не попросить. 

  • Эй, есть здесь кто? - спросил мальчик, Но никто не ответил.  
  • Так, так, так. Самому думать придётся. 

Ребята, а вы уже догадались? Замок-то, большой такой, висит. Подумайте немного и возвращайтесь.

И тут Петю осенило! В контрольной задания на ударения были! Значит… Значит, это не замок. И Петя крикнул, громко так, чтоб там, наверху, его точно услышали: 

  • Это не замОк. Это зАмок!

И тут же, в этот же момент, замОк упал, а вместо него возвысился зАмок величавый. Купола хрустальные, окна изумрудные. Рядом деревце растёт, а нем белочка довольная сидит. И охранник тут, с лицом довольным, не желтым.

  • Проходи, - говорит, - Петя! Гостем нашем будешь. 

Зашёл Петя в зАмок, а там потолки высоченные, а по стенам шкафы стоят книжные. А книжек такое количество, что и не снилось. 

-4

И вдруг все эти книги закружились, завертелись, подхватили Петю и понести куда-то. Смотрит Петя, а впереди мама стоит на кухне, пироги печёт, а в комнате другой, папа сидит, за компьютером работает. 

И так спокойно Пете стало, так радостно, что испытания все прошёл и домой вернулся. 

Схватил Петя на лету книжку и с книжкой этой на кухне, рядом с мамой оказался. 

Обернулась мама и говорит: 

  • Ой, Петя, а что это за книжка у тебя? Словарь? Какой-же ты у меня умничка! Очень я люблю тебя! Ты у меня молодец, контрольную на пятерку исправил!

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!