Сеть железных дорог России невероятно огромная. Общая эксплуатационная длина - 85,6 тыс. км. Это в 2 раза больше, чем длина экватора. Конечно, железная дорога имеет огромное значение для всей страны: пассажирские перевозки, промышленность, торговля с другими государствами и многое другое не может существовать без железной дороги.
Но несмотря на свою огромную протяжённость далеко не везде железные дороги расположены "густо". В Европейской части России (до Урала) железных дорог очень много. Практически всегда есть альтернатива, как поехать. Средняя плотность железных дорог Европейской части - 13,7 км на 1000 км2 территории. В Центральной России и на Северо-западе этот показатель доходит до 27.
Согласитесь, густовато. Взглянем на схему Октябрьской ж. д.
В северо-западной части Октябрьской ж. д. тоже густовато, на севере, ближе к Мурманску (не поместился на карту) плотность уменьшается, впрочем до 1959 г. этот участок относился к Мурманской железной дороге.
А вот в Азиатской части плотность железных дорог очень маленькая - 2,1 км на 1000 км2 территории, что в 13 раз меньше, чем в Центральной России. Не трудно догадаться, что все железные дороги там стратегические. Некоторые из них даже имеют собственные названия. Самые известные из них - Транссиб (Транссибирская магистраль) и БАМ (Байкало-Амурская магистраль).
Какая же станция является пересечением всех транспортных путей на восток?
Как видно на карте, за Уралом железных дорог становится значительно меньше, а на станции Тайшет пересекаются важнейшие транспортные пути, здесь также начинается БАМ. Станция является самой загруженной в России, здесь проходит очень много грузовых и пассажирских поездов. Если Вы поедете в Восточную Сибирь или на Дальний Восток на поезде, то однозначно будете проезжать через Тайшет, т. к. другой дороги просто не существует.
До 1938 г. БАМ не существовала и дальше Тайшета на восток всё движение осуществлялось по единственной линии - Транссибирской магистрали. Если на Транссибе что-то случалось, то объехать это было невозможно, а значит нарушалась регулярность перевозок. Уже к 1930-м гг. стало понятно, что нужно увеличивать пропускную способность и начали строить БАМ, который идёт примерно в 600 км к северу от Транссиба. Но пропускная способность оказалась слишком маленькой. В наше время БАМ улучшается: строится второй путь (по сей день дорога была однопутной), электрифицируется. Строительство действительно очень сложное, потому что рельеф Восточной Сибири не такой, как в Европейской части России: повсюду встречаются плоскогорья и нагорья. Приходится строить мосты и тоннели. На БАМе находится самый длинный в России тоннель - Северомуйский. Его длина - 15 343 м.
В последнее время для России восточное направление становится всё перспективнее и перспективнее, увеличивается количество грузов в Китай. Также в Россию импортируется огромное количество товаров из Китая, которые в большинстве случаев везутся железной дорогой. Здесь также проходят грузы из портов Тихого океана, множество транзитных грузов и все пассажирские поезда на восток страны. Именно по этой причине станция Тайшет оказывает важнейшее значение для всей России.
Большое спасибо за прочтение статьи. Подписывайтесь на канал на Дзене, а также на Telegram-канал: https://t.me/TrainsRussia. Здесь много интересных фактов о транспорте России.