В течение года мы работаем с фотоархивом Олега Макарова (1937- 2017). Когда Дмитрий Дмитриевич Линников, преподаватель факультета фотожурналистики МГУ, передавал фотоархив Олега Макарова, то мы спросили у него, а какой материал в этих трёх коробках с негативами?
«Олег Макаров снимал музыкантов и дирижеров Московской консерватории. Честно говоря, я не знаю, что за материал находится в этих коробках. Но на стене, прямо передо мной, висит портрет Святослава Рихтера, за авторством Олега Макарова. Этот снимок известен всем. Видимо в коробках много снимков из Московской консерватории. Дмитрий, посмотришь сам в процессе сканирования» - ответил мне Дмитрий Дмитриевич.
Духовным? Как интересно. Мы не слышали ранее ничего о фотографе Олеге Макарове. Но портрет Рихтера известен всем.
Вот такая история, теперь и фотоархив отдаю вам, в Балашихинскую картинную галерею.
Дмитрий Дмитриевич, а как же фотоархив у Вас оказался? И почему вы передаёте его в Балашихинскую картинную галерею?
Олег Макаров стал монахом, отцом Иоанном. В то время он ушёл из АПН. Я в точности не знаю причин принятия им такого решения. Знаю, что фотоархив чуть не погиб и его буквально пришлось спасать, в том числе и Владимиру Вяткину. А когда отец Иоанн ушёл из жизни, фотоархив во второй раз оказался под угрозой и в тот момент он попал ко мне. Так и стоит у меня в комнате. Вам отдаю, в Балашиху. Так, как знаю, что в ваших руках он не пропадёт.
А у Вас есть автопортрет Олега Макарова?
Нет, у меня нет его портрета. Может у Вяткина стоит спросить.
Так начался наш путь в жизнь и творчество Олега Макарова.
В начале работы, мы обратились к фотоархиву РИА Новостей, где есть около 3000 фоторабот Олега Макарова. Нужно было понять, кто изображён на сканируемых негативах. Буквально нужно изучить творческий путь фотографа с нуля. На странице РИА Новости, наткнулись на портрет Олега Макарова за авторством Владимира Вяткина.
Несомненно, память фотографа устроена таким образом, что из многих тысяч снятых кадров, есть те, которые врезаются в подсознание человека. И в нужный момент, изображения всплывают в памяти, буквально в той реалистической последовательности, которая была в минуты съёмки. События, люди, лица и личные переживания, буквально переносят любого автора в то время, которого по сути уже нет. Так произошло и у меня.
В 2010 году я фотографировал крестных ход в дни Славянской письменности и культуры проходивший тогда в Москве:
«Когда попал на площадь, где должны были выступать официальные лица, сразу передо мной оказался монах. К которому подошёл, видимо, его приятель фотограф. И вот в эту минуту я поднял камеру и снял монаха и фотографа. Помню тогда своё ощущение:« странный монах, с плёночной камерой на шее, но весёлый».
С тех событий прошло 13 лет. Можно сказать, что это совпадение сыграло свою, мистическую роль. Фотоархив о. Иоанна (Олега) Макарова оказался в Балашихинской картинной галерее.
Не скрою, вначале работы, сканируя фотоматериал, буквально недели приходилось тратить на идентификацию тех или иных фотографий. Олег Макаров вначале работал в «Ленинградской правде» и уже после в Москве, в АПН (Агентство печати новости). Но с каждым просмотренным сюжетом я буквально осознавал, что Макаров по жизни был монахом. Его видение мира в фотографии по сути глубоко христианское, это видно когда знакомишься с фотографиями мастера.
Быть фотографом сегодня сложно.
Известная фраза нашего времени.
Жизнь и творчество Олега Макарова подтверждает обратное. Главное любить своё призвание, любить то дело, которому служишь.
Многое в истории повторяется, талант, вот истинная мера любого времени. А он откуда берётся? От Души и это неоспоримо.
В фотографии говорят так:
Снимать нужно головой…
Снимать нужно сердцем…
А на деле, снимать нужно ДУШОЙ…
Пройдя год вместе с фото-работами отца Иоанна (Олега Макарова), волей-неволей погружаешься в творческий мир фотографа. Мир созданный автором живёт в его произведениях, и никакие обстоятельства жизни не могут изменить душу человека, его понимание и любовь к делу. Олег Макаров человек тонкой и открытой души для мира, который оставил нам добрую память о времени и людях своего времени.
Думаю, Олег Макаров не зря стал монахом, его монашество, если можно так сказать, прочитывается в его ранних работах. То, как он относится к человеку, что ставит во главу угла, что ищет автор в своих сюжетах, по сути и есть христианская добродетель и доброе свидетельство и мире человека. Талант всегда вне времени. Истинный талант скромен, застенчив, не смотрит на грязную обувь, а всматривается ввысь и всегда открыт для общения с людьми.
Вот такие мысли возникли у нас спустя год общения с фотографиями Олега Макарова. И странным образом фотоархив оказался у нас, в Балашихинской картинной галерее. Как будто, та, случайная встреча, в 2010 году, со странным монахом, была не напрасна. Как будто, кто-то устроил эту мимолётную встречу.
Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.
Иван Фёдорович Крузенштерн
Дмитрий Неумоин, научный сотрудник Балашихинской галереи 31.05.2023г.
#святославрихтер#олегмакаров#дмитрийлинников#мсиславростропович#михаилвайман#ленинградскаяфилармонияшостаковича#олегпоповклоун#ИванФёдоровичКрузенштерн#фотографиямгу