Льюис Кэролл в своё время предлагал читателям (в рамках общего абсурда книги про Алису) найти что-то общее между вороном и письменным столом, я же, неожиданно даже для себя, нашла то, что объединяет два типа женщин, которые не просто непохожи, но и часто испытывают активную неприязнь друг ко другу: назовём их «тётки» и «неформалки».
Но прежде чем перейдём к рассуждениям, определимся с терминами:
- «тётки» - это женщины любого возраста (тёткой можно быть и в 14, что называется, было бы желание) и любых врождённых внешних данных. Отличает их от девочек/девушек/женщин/дам элегантного возраста некая грузность, косность движений, ощущение «ломовой лошади» (даже если в этой «лошади» 38 кг), поджатые губы, опущенные плечи, какая-то общая… не то чтобы неопрятность, но даже самые дорогие и модные вещи на них словно бы «не сидят» и выглядят… ммм… потёртыми (в английском для этого есть хорошее слово shabby). Тетки любят осуждать, поучать и запрещать, они ханжествуют – то есть демонстративно следуют курсу общественных норм и зорко следят, чтобы люди в пределах их досягаемости (а с появлением интернета это все люди вообще) также не сбивались с этого пути;
- «неформалки» - не те, кто просто относит себя к той или иной субкультуре или выбивается из понятий о приемлемом виде в общественных местах. В данном случае я подразумеваю тех женщин любого возраста, которые изо всех сил демонстрируют, что они – «не такие». В вопросе гендера, сексуальности, творчества или внешности – неважно, главное, чтобы как можно больше людей знали, что она не такая, как все, и чтобы никто даже не смел усомниться, что «неформалка» не относится к «серой массе».
Итак, что же объединяет эти такие непохожие типажи? С чего вообще я взяла, что у них есть что-то общее? С того, что они одинаково несчастны. И это же – главное, что их объединяет.
Как правило, в прошлом и у «теток», и у «неформалок» есть Ханжа: какой-то важный взрослый (так называемая референтная фигура), чьё мнение было критически важно для маленькой девочки – мать, бабушка, тётя, учительница, реже отец или дед. И этому человеку не нравилось то, какой была девочка, ну вот не вписывалась она в его представления о правильном! «Не корчи рожи, не кричи, ты выглядишь глупо, ты меня позоришь, ведешь себя как потаскуха (некоторые взрослые такое говорят даже дошколятам!)…» Ну и так далее. Берётся образ Хорошей Девочки в Вакууме и в него, как в тесную коробку, ногами впихивают живого и оттого неидеального ребёнка.
И вот тут возможны три варианта развития событий:
- Девочке повезло с крепкой психикой или здоровым взрослым рядом (в противовес Ханже) и она отказывается впихнуться в предлагаемые рамки, обрывает/сокращает общение с Ханжой и строит свою жизнь в большем или меньшем соответствии со своими представлениями о себе и мире.
- Девочке не повезло, она ломается под давлением и до конца своей жизни (или до какого-то поворотного момента, который её разбудит… или, скорее, разрушит до основания, дав шанс собрать себя заново) сама себя утаптывает в коробку «Хорошая Девочка», поселив копию Ханжи у себя в голове. Так получаются тётки.
- Девочке не повезло, она ломается под давлением, но «в другую сторону»: в ходе упихивания ей сделали так больно, что она всю оставшуюся жизнь избегает всего, что хоть как-то напоминает ей о коробке «Хорошая Девочка». И так получаются неформалки.
Предвидя возражения «все люди разные, откуда вы знаете, может, ей нравится так жить!», скажу: да, все люди разные, все женщины разные. Но если представить себе условный «спектр», на одном конце которого условная Ева или Мария, идеальная (с точки зрения нашего общества) мать и жена, добрая-умная-работящая-праведная-послушная, а на другом – этакая любвеобильная Лилит, свободная от любых предрассудков и ограничений морали, или неистовая Кали… то большинство женщин по собственной воле окажутся где-то посередине.
Да, она гоняет на байке, бреется налысо и матерится, но у неё нежно любимый муж, кот и увлечение вышивкой; да, она заботливая мамочка и жена, но увлекается шутерами или по пятницам ходит в бар попить пива и поорать за любимую команду... ну и так далее, бесконечное число вариантов и сочетаний. И таким женщинам, которым повезло, и их не сломала в детстве какая-нибудь Ханжа, не «жмёт» подобное сочетание.
Тётки же с неформалками искусственно лишают себя одного из «концов спектра», избегая внутренней Лилит или внутренней Евы - всё равно, что прыгать на одной ноге или привязать одну руку за спиной. Разумеется, дело не в том, что они тупые, просто когда-то они усвоили, что так – менее больно. Печально только, что жизнь таких женщин меняется (реальный, не живущий в голове девочки Ханжа рано или поздно теряет власть над ней), а способ защиты себя от боли – нет. Больше того, даже если к ним прийти и рассказать, что можно выкинуть «коробку Хорошей Девочки» и перестать в неё упихиваться/от неё шарахаться, как чёрт от ладана, они не услышат.
Так что этот текст не для тёток или неформалок, а для тех, кто где-то посередине. Если вас тянет то к выпечке и вышивке, то в бар и на бокс, выбирать что-то одно не обязательно. Помните – важно не соответствовать какому-то идеалу, важен баланс ;)