Василий Корень (около 1640 — начало XVIII века) — один из первых русских гравёров по дереву, создатель первой в России гравированной иллюстрированной Библии.
БИОГРАФИЯ
Родился в белорусском местечке Дубровно (ныне город в Витебской области). В молодые годы приехал в центральную Россию, где стал резчиком-гравёром. С 1691 года — в Москве.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
В 1692—1696 отпечатал Библию в картинах, аналогичную западным «Библиям бедняков». Она включает серию раскрашенных гравюр с подписями на сюжеты из Книги Бытия и Апокалипсиса.
Техника Кореня сочетает в себе влияние католических и протестантских иллюстрированных Библий (в частности, Библии Пискатора), иконописной традиции и эстетики возникающего в то время лубка, при этом глубоко самобытна по своему характеру. Из-за наличия неканоничных изображений Бога (в иллюстрациях к Шестодневу предстающего в виде ангела) тираж Библии Кореня (около тысячи экземпляров) был изъят и почти полностью уничтожен. Единственный частично уцелевший экземпляр книги (36 листов) находится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. На авторство Кореня указывают личные подписи резчика (чаще всего — «Резал Василий Корень, а знаменовал Григорий»).
Василию Кореню также без особого основания приписываются анонимные лубочные картинки начала XVIII века; возможно, они создавались его учениками.
«БИБЛИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ» ВАСИЛИЯ КОРЕНЯ
Василий Корень был белорусом из города Дубровно Витебской области, переселившимся в Россию в 1661 г., а с 1671 г. стал жителем московской Мещанской слободы. Он прибыл в Россию совсем молодым и именно здесь сложился как мастер гравирования. Темой графической серии Библии является «Сотворение мира». В основе народного идеала гармонически устроенного мира – одно из наиболее фундаментальных представлений человеческой культуры. Корень хорошо знал многочисленные европейские и украинские лицевые книги XV-XVII вв.: «Апокалипсис» Дюрера, Библию Пискатора, а также, возможно, Библию Илии и «Апокалипсис» Прокопия, оттиски с досок которых были сделаны именно в это время (1649-1662 гг.).
По мнению А.Г. Сакович, автора фундаментального исследования Библии Кореня: «…ничем не напоминает эти книги. В ней нет ни мелочного интереса к земной суете западных исторических библий, ни восторженного чувства космоса Илии или Прокопия, ни трагического мироощущения Дюрера. Библия Кореня – искусство светлое, эпическое, монументальное и декоративное. Это сказка, которая преображает мир»… «Своеобразное переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний делает Книгу Бытия и Апокалипсис Кореня типичным явлением русского искусства рубежа XVII-XVIII вв. и в то же время принципиально новым произведением русской гравюры XVII века.
Библия Кореня – уникальный датированный памятник бытового православия. Она создана художником - человеком из народа, для народа и несет в себе черты народной религии и народного искусства… Народная картинка приняла ее в себя как близкую ей по духу, жанру, графическому и цветовому языку, но отшлифовала ее по-своему. Так Книга Бытия Кореня стала постепенно народной картинкой, народным безымянным творчеством… Орнаментальным и цветовой язык Библии в целом лег в основу жанра русской лубочной книжки и языка русского светского деревянного лубка… Стиль Библии Кореня и характер ее резьбы ставят эту книгу за пределы искусства русской рукописной и печатной книги, за пределы искусства Москвы, Украины и Белоруссии, и Севера XVII столетия вообще…»
Единственный дошедший до нас экземпляр книги Библии Кореня – является подлинником XVII века – ныне хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В фонды библиотеки она попала в 1830 г. вместе с собранием Ф.А. Толстого (1758-1849), известного собирателя старопечатных книг. Библия отпечатана на голландской бумаге второй половины XVII века. Книга оказалась конфискованной полицией по распоряжению церкви, которая нашла, что изображения в ней не вполне отвечают религиозным канонам – слишком молодым был изображен на них Господь, безбородым, не совпадали с каноном и иные изображения.
Значение Библии Кореня не исчерпывается одной лишь связью с эпохой. Ее сюжетные цветные гравюры положили начало новому жанру в русском изобразительном искусстве – народному лубку. Библия повлияла на иконопись XVIII века, создала канон Книги Бытия в русской народной картинке и жанр лубочной книжки, дала язык светскому деревянному лубку.
Книга представляет собой серию раскрашенных гравюр с подписями; состоит из двух частей: 20 первых листов соотносятся с первыми четырьмя главами Книги Бытия, 16 последних – с Апокалипсисом. То есть содержание книги – это сотворение мира и конец света. Появление книги с подобной темой в русской гравюре конца XVII века не случайно. Ее сюжет тесно связан с проблематикой русского XVII столетия: с размышлениями о судьбах мира, о боге и человеке, недоверием к учению Коперника, апокалиптическими настроениями раскольников и интересом к грешной человеческой душе.
Если вам понравился этот рассказ и книга – буду рад лайку. Ведь ваша активность это единственное, что продвигает канал вперед. Спасибо и до связи!