В былинах богатыри не только сидят на заставе и сторожат границы Руси. Богатыри при дворе Ласкового Солнышка князя Владимира были и чашниками, и стольничими, выполняли дипломатические миссии, как например, Добрыня Никитич. Были среди богатырей и охотники.
Отправить богатыря на охоту, чтобы настрелять к столу гусей и белых лебедей, одна из типичных задач (службушек), которую Владимир может поручить. Так на охоту был отправлен богатырь Сухман.
Данило Ловчанин же богатырь-охотник уже по своему определению. Ловчанин – значит ловчий, то есть охотник.
Данило Ловчанин и Федот-стрелец
Варианты этой былины сравнительно редкие. Наиболее полный текст былины был записан в Нижегородской губернии, но варианты встречаются и на русском Севере. Сюжет былины связан с типичным русским сказочным сюжетом «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», который известный в 78 вариантах. С 8 из них можно ознакомиться в сборнике сказок Афанасьева.
Между прочим именно эта сказка легла в основу сюжета пьесы Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца».
Однако так как былина по представлению народа является рассказом о том, что реально было. По этой причине варианты былины лишены традиционных для сказки элементов – верная жена не владеет волшебными помощниками, задача, которую назначают герою не связана со встречей с чем-то чудесным. Былина сурова по своему повествованию. И в отличии от сказок, в которых зло наказывается в былине конец будет трагичным.
Однако все остальные детали сюжета совпадают: князь Владимир, как и царь из пьесы Филатова хочет заполучить себе жену своего верного слуги. А науськал его на это Таракашка Заморянин (в вариантах это боярин Мишата Путятин) – образ соответствующий Генералу.
А вот что появилось раньше – народная сказка или былина доподлинно сказать трудно. Но можно сделать предположение, что и та и другая форма этого сюжета восходит к какому-то уже неизвестному нам славянскому мифу.
Охота на острове-Буяне
Начинается былина с пира у князя Владимира. И ласковый князь жалуется на то, что все его богатыри и бояре женатые, а он всё один холостой ходит. Князь Владимир в подробностях описывает, какая жена ему нужна:
Вы ищите мне невесту хорошую,
Вы хорошую и пригожую,
Чтоб лицом красна и умом сверстна,
Чтоб умела русскую грамоту,
И читать-петь по церковному,
Чтобы было кого назвать вам матушкой,
Величать бы государыней.
Однако никто не может помочь Владимиру в поиске такой жены. Все знают, что какая лицом красна – та глупа. А какая умна – та лицом страшна. Но тут слово берет боярин Мишата (Таракашка Заморянин, у которого какая-то помешанность на похищении чужих жен), он знает, что у охотника Данилы именно такая жена! Сперва князь задается вопросом «Это где это видано, от живого мужа жену отнять?», но Мишата убеждает князя отправить охотника на невыполнимую задачу, где он и сгинет:
Ты возьми, отправь его да на Буян-остров.
На Буяне-то на острове ходит всё страшный зверь,
А страшый тот зверь ходит всё Ваканище»
Зверь Ваканище из данной былины загадочен. Кто-то считает, что это «Кабанище», кто-то считает это искажением имени Полкан. Но точно можно сказать одно – это какое-то чудище.
Старый Илья Муромец слышит этот разговор и предостерегает Владимира: «Изведешь ты ясного сокола, не поймаешь той белой лебеди». За эти речи Владимир сажает Илью в глубокий погреб.
Богатырская честь и верная до конца жена
Однако Данило Ловчанин выполняет поставленную перед ним задачу. На острове-Буяне ему удается поймать страшного зверя. Он распарывает грудь Ваканища и кладет его сердце на серебряное блюдо – доказательство для князя Владимира.
Однако хорошего конца не будет. Вероломный боярин Мишата перехватывает охотника в чистом поле, на подъезде к столице Руси. Данило Ловчанин разбивает «русскую силу», посланную против него.
И в вариантах былины у этого сражения есть два исхода – либо Ловчанину не хватает стрел на всех врагов и Мишата таки губит его, либо вслед за отрядом против Данилы посылают двух богатырей – Добрыню и Никиту. Данило не может поднять оружия против своих братьев-богатырей, и чтобы даже не начинать этого позорного сражения он заканчивает жизнь, бросившись на своё же копье. В обоих вариантах блины Данилу ждет только гибель.
Удостоверившись в том, что богатыря больше нет среди живых, Владимир начинает свататься к его жене. И образ верной жены Данилы – один из самых сильных женских образов в русском эпосе. Она вымаливает у князя возможность проститься с мужем. Своими руками она выкапывает могилу и ложится рядом со своим законным супругом, и засыпает рядом с ним вечным сном.
Владимир понимает, что Илья Муромец был во всем прав и выпускает того из тёмных погребов. На том былина и оканчивается.
«Данило Ловчанин» самобытная и яркая былина, выражающая народный идеал верности, любви и чести. Этими качествами наделены богатыри и их жены. А противопоставляются им несправедливые и вероломные бояре, думающие только о своих сиюминутных интересах.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.